Перевозчиков в России смогут блокировать в системе электронной очереди
28 июля 2025 г.17:49

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
В России приняли закон, который ужесточает требования к регистрации грузовых перевозчиков в системе электронной очереди. Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Он, в частности, определяет довольно широкий перечень положений, в соответствии с которыми перевозчика в принципе могут временно отстранить от возможности заранее бронировать дату и время пересечения границы, а значит, и осуществлять перевозки через определенный пункт пропуска, где действует электронная очередь, поскольку регистрация в системе является обязательной для грузовых автомобилей. В основном, эти положения вступят в силу с 1-го марта 2026-го года.
Напомним: на данный момент перевозчику могут отказать от регистрации в системе электронной очереди только в том случае, если он не предоставил необходимые для этого документы и сведения. Все, других ограничений пока не имеется.
Но это — пока... В ближайшее время требования к пользованию системой будут поэтапно ужесточать — с 1-го сентября 2025-го года и с 1-го марта 2026-го года.
Так, с 1-го сентября 2025-го года перевозчику, опять-таки, смогут отказать в резервировании даты и время пересечения границы, если он не предоставил полный перечень необходимых документов и сведений, а также в том случае, если эти документы и сведения оказались недостоверными.
Казалось бы, последнее и так само собой разумеющееся, но сейчас, видимо, это положение решили непосредственно прописать в законе. Кроме того, это может означать, что проверка документов и сведений в системе усилится.
С этой же даты в принципе вводится механизм, в соответствии с которым перевозчика могут временно отстранить от пользования системой электронной очереди. Правда, такой механизм тоже будет реализовываться в два этапа.
С 1-го сентября 2025-го года блокировка на 30 календарных дней уже может грозить тем перевозчикам, которых поймали на использовании ботов и специальных программ для резервирования электронной очереди.
А тут стоит сказать, что в электронной очереди в МАПП «Забайкальск», например, по словам представителей рынка, только боты и орудуют. В результате, перевозчикам и самим приходится прибегать к услугам посредников и специальных программ, иначе они вообще не могут самостоятельно зарезервировать себе место.
Как следствие, принятые законодательные нормы, которые, как можно понять, как раз таки призваны устранить хаос в МАПП «Забайкальск», на первом этапе могут ударить и по добросовестным перевозчикам, у которых в сложившихся обстоятельствах просто нет другой возможности забронировать себе слот в системе.
При этом блокировку в системе смогут вводить как в целом в отношении перевозчика, так и отдельно в отношении закрепленного за ним транспортного средства (то есть другие транспортные средства, при их наличии, смогут во время блокировки пересекать границу).
С 1-го сентября 2025-го года подобную блокировку (в отношении отдельного грузовика) смогут ввести, если транспортное средство не прибыло к пункту контроля в зоне ожидания или прибыло к границе без наличия заявки в системе (90 календарных дней), а также если транспортное средство с момента прохождения контроля в пункте контроля было оставлено на подъезде к пограничному переходу на срок более трех часов (30 календарных дней).
С 1-го марта 2026-го года перечень таких ограничений в электронной очереди будет значительно расширен.
Так, в частности, с этого времени заблокировать перевозчика в системе смогут в случае неисполнения двух заявок подряд, если прежде на этого заявителя уже накладывались определенные ограничения (90 календарных дней), в случае отмены в течение месяца двух заявок подряд в отношении одного и того же транспортного средства (20 календарных дней) или отмены в течение месяца девяти заявок в отношении всех зарегистрированных за перевозчиком транспортных средств (20 календарных дней).
При этом, стоит подчеркнуть, что речь идет о выявленных нарушениях в отношении одного и того же пункта пропуска.
К ним также относятся: неисполнение в течение месяца двух заявок подряд в отношении одного и того же транспортного средства (30 календарных дней), неисполнение в течение месяца четырех заявок в отношении всех зарегистрированных за перевозчиком транспортных средств (30 календарных дней).
Плюс, по одной и той же заявке перенести зарезервированные дату и время пересечения границы в принципе можно будет только один раз (это положение тоже начнет действовать с 1-го марта 2026-го года).
Кроме того, часть положений нового закона вообще откладываются до 1-го сентября 2026-го года.
В основном, они касаются иностранных перевозчиков, которых как раз таки с 1-го сентября 2026-го года не будут выпускать из страны, пока они не оплатят, помимо штрафов, проезд по платным дорогам, в том числе в рамках системы «Платон», и не компенсируют вред, причиненный дорожному полотну при превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства.
Как следствие, если за таким перевозчиком числятся штрафы и перечисленные задолженности, он не сможет и подать заявку на бронирование слота в электронной очереди, пока все не оплатит.
Однако с 1-го сентября 2026-го года начнут действовать и дополнительные положения для отечественных перевозчиков. Впрочем, эти дополнительные положения на самом деле означают, что к системе электронной очереди подключат реестр зарегистрированных в РФ транспортных средств и реестр международных перевозчиков.
Если грузовик и сам перевозчик в таких реестрах не обнаружатся, перевозчику в принципе откажут в возможности бронирования электронной очереди.
Добавим также, что принятый закон обязует оборудовать все зоны ожидания в пунктах пропуска, где функционирует система, терминалами с подключением к интернету и к Государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). То есть: перевозчики смогут делать бронь непосредственно при подъезде к пункту пропуска.
Это положение вступит в силу с 1-го сентября 2025-го года.
P.S. Напомним: на данный момент электронная очередь применяется в МАПП «Забайкальск» (граница с Китаем), МАПП «Бугристое» (граница с Казахстаном), МАПП «Чернышевское» (граница с Литвой) и МАПП «Тагиркент-Казмаляр» (граница с Азербайджаном).
С 1-го октября 2025-го года систему еще должны запустить в МАПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией.