В Правительстве пока не видят необходимости вводить запрет на экспорт бензина

13 мая 2021 г.10:15

В Правительстве пока не видят необходимости в запрете на экспорт бензина

kremlin.ru

На данный момент уровень запасов топлива в России достаточен для удовлетворения спроса и необходимости во введении ограничений на экспорт бензина нет. Об этом, как передает ТАСС, в эфире телеканала «Россия-24» заявил вице-премьер Александр Новак. Он подчеркнул, что Правительство вернется к этому вопросу, если ситуация на внутреннем топливном рынке снова станет критичной.

«Это крайняя мера, которая будет приниматься только в том случае, если мы увидим критичность ситуации. На сегодняшний день у нас достаточно ресурсов нефтепродуктов, в том числе автомобильного бензина и дизельного топлива», — отметил Александр Новак. При этом он уточнил, что вопрос о запрете экспорта дизельного топлива «в принципе не стоит».

По словам вице-премьера, скорректированный с 1-го мая демпферный механизм позволил еще больше стабилизировать ситуацию на рынке топлива.

Демпфирующий механизм предусматривает компенсационные выплаты нефтяным компаниям в случае высоких цен на нефть. Считается, что это должно предотвратить усиленный экспорт нефти и нефтепродуктов в ущерб внутреннему рынку. Корректировка механизма увеличивает размер этих выплат.

Александр Новак подчеркнул, что на сегодня Правительство «не видит необходимости во введении изменений по запрету экспорта». «Такая мера в принципе возможна, но она является крайней. На сегодняшний день такой необходимости нет», — заявил он.

Отметим: вопрос возможного введения запрета на экспорт бензина сейчас обсуждается в связи с тем, что в конце апреля Министерство энергетики подготовило проект документа, расширяющий перечень товаров, вывоз которых могут временно ограничивать, включив в этот список автомобильные бензины от 80-го до 98-го, а также легкие дистилляты.

Не исключено, что это было сделано, чтобы показать нефтяным компаниям серьезность намерений Правительства. Ранее оно уже не раз грозило нефтяникам и запретом на экспорт, и повышением экспортных пошлин, и введением лицензирования экспорта, однако каждый раз предупреждения оставались только словами.

Дело в том, что запасы топлива на внутреннем рынке, дефицит и, как следствие, рост цен возникают тогда, когда на мировом рынке начинает дорожать нефть и нефтепродукты и компании, стремясь получить прибыль, увеличивают поставки за рубеж.

Подобное случилось и в начале этого года: к марту оптовые цены на бензин АИ-92 по сравнению с январем выросли более чем на 12%. Соответствующий рост розничных цен (а на данный момент они с начала года увеличились на 3,5%) остановило то, что нефтяные компании, в принципе, по соглашению с Правительством должны их сдерживать в пределах инфляции.

Скачки же оптовых цен удалось прекратить только после того, как Правительство согласилось скорректировать демпфирующий механизм в пользу нефтяников.