В Мурманской области построят Западный транспортно-логистический узел для обеспечения транзита по Северному морскому пути
11 сентября 2023 г.14:36
Пресс-служба Правительства Мурманской области
Для поддержки транзита по Северному морскому пути в Мурманской области построят Западный транспортно-логистический узел (ТЛУ). Как отмечает ТАСС, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и логистический интегратор Росатома — ООО «Русатом карго» — уже подписали соответствующее соглашение. В рамках проекта, в частности, создадут терминал с двумя глубоководными причалами.
Западный транспортно-логистический узел построят в поселке Белокаменка Мурманской области. Наряду с аналогичным хабом во Владивостоке и флотом контейнеровозов ледового класса он станет инфраструктурной основой проекта «Евроазиатский контейнерный транзит».
Этот проект направлен на создание первой регулярной арктической линии для выполнения морских транзитных контейнерных перевозок между восточной и западной частью Евразии через Северный морской путь.
Западный ТЛУ в этой цепочке призван обеспечить перевалку грузов между специализированными контейнеровозами ледового класса и судами неледового класса. В его состав, в частности, войдет терминал с двумя глубоководными причалами, рассчитанными на прием судов вместимостью до 6 тыс. ДФЭ.
В целом же, расчетная пропускная способность Западного ТЛУ составит около 10 млн. тонн грузов в год.
Отметим: на данный момент Северный морской путь является одним из основных транспортных коридоров для России, поскольку полностью проходит в акватории РФ и не зависит от европейских санкций.
При этом он рассматривается не только как маршрут для доставки грузов между европейской частью России и дальневосточными регионами, но и как транзитный путь, альтернативный Восточному полигону, где из-за низкой пропускной способности железных дорог нередко возникают задержки с поставками.
Как рассказал специальный представитель ГК «Росатом» (оператор Северного морского пути) Владимир Панов, выступая на Восточном экономическом форуме, буквально на днях по транспортному коридору был перевезен «первый миллион тонн именно транзитного груза».
В целом же, за этот год по Северному морскому пути перевезено 23 млн. 777 тыс. тонн грузов. При этом по планам к 2024-му грузооборот на маршруте должен составить 80 млн. тонн, а к 2030-му году — 150 млн. тонн.
Вместе с тем в использовании данного транспортного коридора тоже есть свои сложности. Главным образом, они обусловлены природными и климатическими условиями. Короткий период навигации и необходимость привлекать ледоколы для проводки судов, во-первых, повышают ставки за перевозки, а во-вторых, точно так же приводят к задержкам поставок.
Для стимулирования внутрироссийских перевозок по Северному морскому пути сейчас действует механизм субсидирования, благодаря которому стоимость доставки сопоставима с перевозкой по железной дороге. Изначально планировалось, что в рамках субсидирования в этом году выйдет два круговых рейса (из Санкт-Петербурга до Камчатки и обратно), однако затем программу расширили, что позволило выпустить еще одно судно.
Причем это судно идет по обновленному маршруту — из Архангельска с заходом в порты Чукотки и Магаданской области для выполнения т.н. «северного завоза» в отдаленные регионы Дальнего Востока с низкой транспортной доступностью.