Цены продолжают расти: Министерство энергетики может ввести запрет на экспорт бензина
18 июня 2021 г.11:40
Пресс-служба Министерства энергетики РФ
В случае, если корректировка демпфера так и не поможет стабилизировать ситуацию на рынке топлива, Министерство энергетики может ввести запрет на экспорт бензина, а также заключить с нефтяными компаниями новые топливные соглашения по ценам на АЗС. Таким образом в ведомстве прокомментировали ТАСС статистику Росстата, которая показывает, что, несмотря на все принятые меры и заверения, розничные цены на бензин растут быстрее инфляции.
«В случае, если этой корректировки будет недостаточно, могут быть применены ряд других мер, таких как заключение соглашений с нефтекомпаниями по топливным ценам, запрет на экспорт бензина и дополнительное повышение биржевых нормативов», — рассказали в министерстве.
Напомним: корректировка демпфирующего механизма повысит компенсации нефтяным компаниям, которые они получают за частичный отказ от экспорта нефтепродуктов. Депутаты на этой неделе уже одобрили соответствующий законопроект, однако применяться он должен задним числом — с 1-го мая.
В Правительстве не раз уже заверяли в эффективности этого механизма для стабилизации внутреннего топливного рынка и в том, что его изменение сдержит рост розничных цен на бензин в пределах инфляции, однако последние данные Росстата, наоборот, показывают, что этот рост все-таки превышает инфляцию.
При этом ранее Правительством действительно были приняты и дополнительные меры: увеличение запасов топлива в стране, повышение нормативов биржевых продаж с 10% до 11% — по бензину и с 6% до 7,5% — по дизельному топливу.
Кроме того, в Министерстве энергетики подготовили комплект документов, которые позволяют вводить временный, до трех месяцев, запрет на экспорт бензина. Правда, в ведомстве подчеркивали, что прибегнут к такому решению только в случае экстренной необходимости — бесконтрольного роста цен на топливо на АЗС. Но в целом, это, скорее, выглядит как попытка «припугнуть» нефтяные компании с тем, чтобы они были заинтересованы максимально сдерживать повышение цен на своих заправках.
Что касается озвученных мер в комментариях ТАСС, то они могут означать увеличение нормативов продаж еще на 1% — до 12% по бензину и до 8,5% по дизельному топливу и, не исключено, подписание с нефтяными компаниями соглашения о «заморозке» розничных цен. Такое, отметим, уже действовало во время топливного кризиса в 2018-м году.
В то же время в министерстве подчеркнули, что складывающийся на рынке сезонный рост спроса на топлива полностью обеспечен текущим производством.
«По оперативным данным, с начала июня ежесуточные отгрузки автомобильного бензина на внутренний рынок в среднем на 4% выше, чем в аналогичный период 2019-го года: по АИ-92 — на уровне около 56,8 тыс. тонн в сутки, что на 5% ниже уровня аналогичного периода 2019-го года и около 43,6 тыс. тонн в сутки по бензину АИ-95, что на 12% выше аналогичного периода 2019-го года. В то же время ежедневные поставки бензинов на биржу на 11% выше аналогичного периода 2019-го года», — отметили в пресс-службе ведомства.
Там также указали, что для предотвращения ситуации недопоставок топлива сформированы высокие запасы, мониторится ход ремонта ряда нефтеперерабатывающих заводов, который должен завершиться в течение июля.
Вместе с тем рост цен на бензин на АЗС на самом деле вполне закономерен: с начала года его стоимость на бирже увеличилась на 27%, а в рознице — только чуть более чем на 4%. В такой ситуации маржа АЗС по торговле бензином является минимальной или даже вообще отрицательной.
Сейчас же, кроме того, на фоне сезонного спроса (полевые работы и пр.) и роста котировок на внешнем рынке начали увеличиваться и биржевые цены на дизельное топливо. Они уже, кстати, добрались до исторического максимума. При этом возможный запрет на экспорт дизеля не рассматривался, а корректировка демпфирующего механизма по нему произойдет только со следующего года.