Цены на топливо на бирже снова растут. И это снова объясняют чередой ремонтов на НПЗ

23 сентября 2021 г.17:32

Рост цен на топливо снова объясняют чередой ремонтов на НПЗ

lukoil.ru

Цены на топливо на бирже опять пошли в рост, а стоимость бензина АИ-95 снова превысила 60 тыс. рублей за тонну, обновив тем самым исторический максимум. В Министерстве энергетики при этом ситуацию на рынке в очередной раз объясняют плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), а также переходом с летних на зимние виды топлива.

Что примечательно, в мае скачок цен на бирже объясняли ожиданием ремонтных работ на НПЗ, в течение лета, когда топливо все так же продолжало дорожать, тоже в качестве причин говорили о ремонтах на НПЗ. Однако осень действительно традиционно является тем периодом, когда на плановые работы уходят крупнейшие заводы.

Так, в частности, по данным «Петромаркета», на прошлой неделе к ремонту уже приступили на Нижегородском, Ухтинском, Пермском НПЗ «Лукойла», на НПЗ Уфимской группы «Башнефти», принадлежащей «Роснефти», а также на Московском НПЗ «Газпром нефти». На этой неделе работы должны были начаться на Омском НПЗ «Газпром нефти» и Сызранском НПЗ «Роснефти».

Кстати, что примечательно, еще в марте в Совете Федерации предлагали сделать открытой информацию о сроках ремонтных работ на нефтеперерабатывающих заводах. Соответствующее письмо глава Комитета по экономической политике Андрей Кутепов тогда направил вице-премьеру Александру Новаку. В нем он указал, что это позволило бы покупателям топлива своевременно подготовиться к остановке мощностей того или иного завода и предотвратило бы дефицит на рынке.

Вместе с тем оптовые цены на топливо с небольшими перерывами растут еще с конца прошлого года, когда начала дорожать нефть. В среднем, с начала года этот рост составляет около 20%. Первое время, весной, в Правительстве уверяли, что он прекратится, как только заработает скорректированная формула демпфирующего механизма, увеличивающая компенсационные выплаты нефтяным компаниям.

Расчет по новой формуле по бензину стали применять с 1-го мая, однако в дальнейшем топливо все равно продолжило дорожать.

Помимо ремонтных работ на НПЗ, в Правительстве сложившуюся ситуацию также объясняли отпускным периодом и повышением спроса на заправках, однако в начале сентября вице-премьер Александр Новак заявил, что рынок удалось стабилизировать благодаря тому, что Россия практически до нуля сократила экспорт бензина.

И действительно, с 31-го августа и до середины сентября стоимость бензина АИ-95 на бирже, например, снижалась, однако с 15-го сентября цены опять пошли вверх. К 20-му сентября, в частности, АИ-95 подорожал на 2,5%, причем в течение торгов 20-го сентября цена поднялась сразу на 1,5%.

В свою очередь, на торгах в четверг, 23-го сентября, цена на бензин 95-й марки пробила исторический максимум, достигнув 60,378 тыс. рублей за тонну и прибавив тем самым за сутки 0,34%.

При этом другие виды топлива тоже дорожают: стоимость бензина АИ-92 увеличилась на 0,72%, до 56,609 тыс. рублей за тонну, а дизельного топлива — на 0,27%, до 50,204 тыс. рублей за тонну.

Вместе с тем цены на заправках всячески стараются сдерживать (есть четкая установка Правительства не допускать рост выше темпов инфляции), из-за чего розничные цены растут где-то в четыре раза медленнее, чем оптовые, а сами АЗС продают топливо себе в убыток.