Транспортные компании рассказали о перспективах беспилотных грузоперевозок в России

11 февраля 2025 г.12:51

Транспортные компании рассказали о перспективах беспилотных грузоперевозок

Пресс-служба Министерства транспорта РФ

По оценкам транспортных компаний, в перспективе 5-7 лет в России можно будет перейти на полностью беспилотные автомобильные грузоперевозки — без водителя-испытателя в салоне машины. Об этом говорится в обзоре «АвтоГрузЭкс», подготовленном совместно с «ПЭК» и NATCAR. Однако даже уже сейчас, пока беспилотные грузовики используются в рамках тестирования и только на одной трассе, бизнес отмечает видимые преимущества автоматизированных технологий. Так, в частности, в перевозках между Москвой и Санкт-Петербургом средняя скорость доставки товаров увеличилась на 11%, а средний износ комплектующих транспортного средства сократился на 5%. Теперь представители отрасли ожидают, когда беспилотные перевозки запустят на ЦКАД, что должно произойти уже в течение этого года.

Напомним: движение беспилотных грузовых автомобилей на платной трассе М-11 «Нева» в рамках специального правового режима запустили в июне 2023-го года. При этом машины осуществляют не столько тестовые проезды — они могут выполнять коммерческую доставку товаров.

Как рассказывали в Министерстве транспорта РФ в конце прошлого года, всего в эксперименте участвуют около 30 «умных» грузовиков. В течение 2024-го года они проехали 2,95 млн. км и перевезли более 330 тыс. куб. метров грузов.

В ближайший год эксперимент должны распространить на ЦКАД и на новую трассу М-12 «Восток», а в перспективе — допустить к движению полностью беспилотные грузовики. Сейчас же, отметим, по правилам специального правового режима, в кабине транспортного средства обязательно должен находиться водитель-испытатель, который в случае опасности сможет взять управление на себя.

Промежуточные достижения эксперимента

За 2024-й год компании ускорили беспилотные перевозки по трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом на 8% год к году, до 11 часов, рассказывает исполнительный директор «АвтоГрузЭкс» Юрий Волков. Он поясняет, что это стало возможным после открытия летом прошлого года Северного обхода Твери: срок доставки сократился, поскольку теперь водителю-испытателю не надо проезжать часть маршрута в ручном режиме, чего требуют условия эксперимента при движении через город.

При этом беспилотный грузовик доставляет груз со скоростью 90 км/ч, что на 11% превышает среднюю скорость движения техники с водителем, отмечает директор по логистике компании «ПЭК» Александр Дьяконов. В 2024-м году компания перешла на ежедневные беспилотные перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом, нарастив их объем на 29%, до 12 тыс. куб. метров грузов.

«Беспилотник самостоятельно рассчитывает оптимальную модель управления исходя из скорости движения, метеоусловий и других параметров, а также контролирует режим работы грузовиков, поэтому компаниям также удалось сократить максимум на 5% средний износ комплектующих год к году», — добавляет он.

В целом, модель беспилотных перевозок сейчас выглядит так: обычный грузовик доставляет полуприцеп до федеральной трассы, после чего отправление забирает автоматизированное транспортное средство, а в конце магистрали, перед въездом в город, снова подключается пилотируемый грузовик.

Однако в любом случае на протяжении всего пути в кабине должен находиться водитель-испытатель, который, согласно постановлению Правительства РФ №1849 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций», при возникновении нештатной ситуации должен взять управление в свои руки.

Что касается бизнеса, то он все активнее встраивает беспилотные перевозки в собственные модели, с учетом бизнес-процессов и приоритетов.

Так, например, у цифрового логистического оператора NATCAR цепь поставок начинается в момент погрузки со склада и состоит из следующих этапов: доставка груженого полуприцепа классическим транспортным средством на «первой миле», затем беспилотная доставка по магистрали, после чего в точку выгрузки полуприцеп также доставляется классическим транспортом.

Завершается цепь поставок разгрузкой на склад и распределением до конечных получателей, подытоживает первый заместитель генерального директора компании Евгений Некрасов.

Расширение эксперимента

Прежде всего, эффективность автономных перевозок в перспективе двух-трех лет может повысить масштабирование эксперимента на другие направления, отмечает Александр Дьяконов.

Так, например, уже в этом году движение беспилотных грузовиков запустят на Центральной кольцевой дороге (ЦКАД), после того как завершится подготовка ее цифрового двойника. Запуск же автономной доставки на трассе М-12 запланирован то ли на 2025-й, то ли на 2026-й год: сразу в качестве ориентировочной даты называли 2026-й год, однако затем в Министерстве транспорта РФ сообщили, что к эксперименту на этой магистрали могут приступить раньше — в 2025-м году.

«Следующим этапом важно запустить поэтапную интеграцию беспилотных маршрутов в единый транспортный путь. Благодаря этому автономная техника сможет заезжать на трассы М-11 и М-12 напрямую с ЦКАД, без дополнительных перегрузок и перецепок», — поясняет Александр Дьяконов.

«Такой подход позволит компаниям ускорить доставку между Москвой и Московской областью, Санкт-Петербургом, Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом и соседними городами. Кроме того, на маршруте, протяженностью более 1 000 км бизнес сможет сократить издержки на топливо и комплектующие еще на 10-14%, в зависимости от направления», — продолжает он.

Полностью беспилотный транспорт

По мнению Юрия Волкова, транспортные компании смогут перейти на полностью беспилотное движение грузовиков без водителей-испытателей в перспективе пяти-семи лет.

«Беспилотному грузовику без водителя не потребуется перерыв и отдых каждые 4,5 часа, что позволит существенно ускорить доставку, особенно на длительные расстояния, протяженностью более 700 км. Например, бизнес сможет сократить время перевозки из Москвы в Екатеринбург с двух до одного дня», — подчеркивает Евгений Некрасов.

Кроме того, считает он, после перехода на полностью беспилотное движение бизнес сможет достичь экономической эффективности за счет экономии на ФОТ водителей.

Напомним: по данным платформы онлайн-рекрутинга HH.ru и ассоциации «АвтоГрузЭкс», за январь-ноябрь медианная зарплата водителей грузовиков в России увеличилась на 47%, до 129 тыс. рублей, и продолжает расти.

Но главное — транспортные компании смогут сократить долю автопарка, который простаивает из-за нехватки водителей грузовиков.

По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», маршруты «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва-Казань» входят в число наиболее востребованных направлений грузовых перевозок, где работают порядка 30% водителей федеральных перевозчиков. После перехода на полностью беспилотные перевозки бизнес сможет перераспределить этих сотрудников на другие направления, отмечает Юрий Волков.

Законодательные закрепления для беспилотного транспорта

Чтобы масштабировать беспилотные перевозки без ограничений, крайне важно ускорить процесс разработки и вступления в силу единого федерального закона и подзаконных актов, подчеркивает исполнительный директор «АвтоГрузЭкс».

Документы должны регулировать каждый этап беспилотного перевозочного процесса, включая обязанности производителей, операторов и других участников перевозки, порядок действий при наступлении ДТП и в др. нештатных ситуациях, оценку рисков причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, поясняет он.

По предварительным данным, Министерство транспорта РФ планирует представить проект первого федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС)» в марте 2025-го года.

По мнению Юрия Волкова, особое внимание при переходе на полностью беспилотные перевозки без участия водителей-испытателей необходимо уделить регулированию вопросов, связанных с безопасностью движения.

Так, сейчас, согласно постановлению Правительства РФ об экспериментальном правовом режиме, «диспетчер высокоавтоматизированного ТС несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью участников ДТП в связи с недостатками при маршрутизации и диспетчеризации». В едином нормативном документе необходимо конкретизировать, какие действия могут повлечь ответственность диспетчера, а какие — владельца транспортного средства.

«Особое внимание также важно уделить разработке документа, регулирующего сертификацию беспилотных транспортных средств, так как на данный момент его отсутствие может тормозить введение новых грузовиков в эксплуатацию», — добавляет Евгений Некрасов.

При этом Министерство транспорта РФ уже разработало проект распоряжения «О внесении изменений в Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автодорогах», который вводит базовые термины и классифицирует беспилотники по уровням автономности.

«Обновленная концепция поможет в разработке сертификации ВАТС, поэтому важно ускорить ее рассмотрение и вступление в силу», — заключает представитель цифрового логистического оператора NATCAR.