На трассе М-11 «Нева» запустили движение беспилотных грузовиков
14 июня 2023 г.15:29
Пресс-служба Министерства транспорта РФ
На платной трассе М-11 «Нева» в среду, 14-го июня, дали старт движению беспилотных грузовых автомобилей «КамАЗ», передает корреспондент ТАСС с места события. Запуск приурочен к открытию Петербургского международного экономического форума. Правда, в пресс-службе НПО «СтарЛайн» рассказали, что еще накануне беспилотный тягач прошел путь между Москвой и Санкт-Петербургом.
Как уточнил корреспондент ТАСС, старт движению беспилотных грузовиков дал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. В мероприятии также приняли участие министр транспорта РФ Виталий Савельев, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, глава Татарстана Рустам Минниханов, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко и генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин.
За день до этого событие было проанонсировано «КамАЗом». Оно проводится в рамках специального экспериментального правового режима (ЭПР), введенного на трассе М-11 «Нева» осенью прошлого года, который предусматривает развитие магистрали как первого в России беспилотного логистического коридора.
На данный момент в тестировании беспилотных грузовиков задействованы «КамАЗ», НПО «СтарЛайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит» и оператор дороги «Автодор». Ожидается, что позже к проекту присоединится «Сберавтотех».
В целом, в рамках эксперимента должна быть досконально протестирована технология беспилотной коммерческой доставки грузов с тем, чтобы впоследствии распространить ее на другие трассы (ЦКАД, М-12 «Москва-Казань», М-4 «Дон» и др.) и к 2030-му году увеличить общую протяженность беспилотных логистических коридоров в стране до 19,5 тыс. км.
Фото: пресс-служба Министерства транспорта РФ
«Прежде всего мы начинаем тестирование самой технологии беспилотной доставки грузов, которая в первую очередь окажет положительное влияние на деятельность транспортно-логистических комплексов и терминалов. Кроме того, создается первый в России цифровой двойник дороги, который обеспечит необходимое взаимодействие автомобиля с интеллектуальной дорожной инфраструктурой — «умной» дорогой», — подчеркнул в ходе церемонии заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
При этом глава «Автодора» уточнил, что взаимодействие высокоавтоматизированого транспортного средства с дорожной инфраструктурой происходит с помощью программно-аппаратного комплекса АСУДД. «С учетом завершения строительства трассы М-12 такие грузовики смогут проехать от Казани до Санкт-Петербурга через Центральную кольцевую автомобильную дорогу уже в 2024-м году. Участок ЦКАД на их маршруте оборудован DSRC-приемниками для движения подключенного транспорта», — добавил Вячеслав Петушенко.
В рамках эксперимента будет апробирована вся цепочка процессов беспилотной перевозки в коммерческом режиме с участием цифровой инфраструктуры.
Согласно требованиям ЭПР, к эксплуатации на М-11 допускаются только беспилотные автомобили, прошедшие необходимую оценку соответствия, подтверждающую их безопасность, которая проводится испытательной лабораторией ФГУП «НАМИ».
Как уточняли накануне в Министерства транспорта РФ, на данный момент все процедуры прошла только компания «КамАЗ». Однако уже в ближайшее время ожидается, что на трассу М-11 выйдут беспилотные грузовики «Сберавтотеха».
Вообще, экспериментальный правовой режим предусматривает тестирование высокоавтоматизированных транспортных средств в двух вариантах: при обязательном присутствии на водительском месте водителя-испытателя и удаленное управление с помощью диспетчера.
Правда, на текущий момент беспилотные грузовики будут все-таки сопровождать инженеры-испытатели.
Беспилотные «КамАЗы»
Фото: пресс-служба Министерства транспорта РФ
Беспилотные транспортные средства созданы на базе магистрального тягача «КамАЗ-54901». Модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Грузовики будут работать между столицами с использованием хабов. Таким образом будет происходить перецепка с обычного тягача на тягач, способный двигаться в беспилотном режиме.
«Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 «Нева» и состоявшийся запуск беспилотных магистральных тягачей «КамАЗ» дает возможность протестировать наши разработки в области беспилотного грузового транспорта на дорогах общего пользования, а также позволит на практике, в условиях реального движения апробировать коммерческое использование технологии беспилотных грузовиков», — рассказал генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин.
В настоящее время на трассу выпущено три беспилотных тягача. По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, в июле к эксперименту присоединятся еще три «умных» автомобиля, а в течение следующего года — еще 12 беспилотников «КамАЗа».
Свои версии высокоавтоматизированных транспортных средств в скором времени должен представить и «Сберавтотех».
«В этом году должны перевезти более 50 тыс. тонн коммерческих грузов. На следующий год эта цифра возрастет в четыре раза. С самого начала отрабатывалась привлекательность бизнес-модели, финансовой модели для грузоотправителей. Сегодня участниками этого мероприятия являются также и грузоотправители», — добавил вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Высокоточная цифровая трасса
Фото: пресс-служба концерна «Телематика»
Движение беспилотных грузовиков главным образом стало возможным благодаря разработке цифрового двойника трассы М-11. Он был создан ФАУ «РОСДОРНИИ» и компанией «СофтТелематика» (входит в концерн «Телематика»).
Как пояснили в пресс-службе компании, цифровой двойник скоростной трассы М-11 — это высокоточная цифровая карта магистрали, дорожной инфраструктуры и V2X-платформа для взаимодействия с автономным транспортом.
Цифровой двойник объединяет в себе колоссальные массивы данных о дороге и отражает изменения дорожной ситуации в реальном времени. Для этого он подключен к действующей интеллектуальной системе — автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД), что позволяет дополнить систему управления беспилотным автомобилем фактическими данными от дорожной инфраструктуры о трафике, метеоусловиях, ДТП, любых динамических изменениях и инцидентах на всех участках трассы.
Одновременно «умная» дорожная инфраструктура получает данные о движении автоматизированного транспорта, обеспечивая эффективную координацию и управление транспортными потоками на магистрали.
Правда, как можно понять из пресс-релиза, подготовленного компанией «СофтТелематика», на данный момент цифровой двойник разработан лишь для отдельных участков трассы М-11. «Первый участок сегодня запущен и до конца этого года будет поэтапно создан цифровой двойник всей трассы общей протяженностью 610 км», — уточнил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Павел Ручьев.
В целом, впоследствии технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках ЭПР на М-11 «Нева», лягут в основу будущих транспортно-логистических коридоров, чья общая протяженность к концу 2030-го года должна составить 19,5 тыс. км.
Предварительные тесты
Фото: пресс-служба НПО «СтарЛайн»
Вместе с тем в пресс-службе НПО «СтарЛайн» рассказали, что первые испытания беспилотного тягача прошли на трассе М-11 «Нева» еще накануне, 13-го июня.
«13-го июня 2023-го года команда НПО «СтарЛайн» провела первые открытые испытания своего беспилотного тягача. Автомобиль проехал 684 км из Санкт-Петербурга в Москву в беспилотном режиме. Для контроля движения на протяжении всего маршрута в автомобиле присутствовали водители-испытатели», — говорится в сообщении компании.
Правда, в пресс-службе не уточнили, как беспилотники преодолели район возле Твери, где сейчас на трассе М-11 существует разрыв (из-за чего необходимо съезжать на дорогу М-10, проходящую в черте города) и где только идет строительство северного обхода города, запланированного к полной сдачей в конце 2024-го года.
При движении беспилотного тягача использовались нейросети и искусственный интеллект, а также цифровая карта дороги. Сам автомобиль для распознавания инфраструктуры и других участников дорожного движения оснащен GNSS-RTK-приемниками, лидарами, видеокамерами и инерциальными датчиками. «Все данные обрабатывались несколькими вычислителями с собственным программным обеспечением, установленными в автомобилях», — уточнили в НПО «СтарЛайн».
«В рамках очередных испытаний высокоавтоматизированного тягача StarLine мы проехали из Санкт-Петербурга в Москву 684 км в беспилотном режиме, пригласив ведущих экспертов отрасли принять участие в испытаниях и ближе познакомиться с научной разработкой нашей компании. Во время испытаний наш автомобиль двигался со скоростью 65 км/ч и показал стабильную работу», — заключил руководитель отдела разработок компании Илья Никифоров.