Счетная палата: «Автодор» не выполняет свою задачу по обеспечению комфортного проезда по платным дорогам
17 февраля 2022 г.14:14
Пресс-служба ГК «Автодор»
Счетная палата выполнила проверку деятельности госкомпании «Автодор», под чьим управлением находятся такие платные трассы, как М-11 «Нева», М-4 «Дон», ЦКАД и др. Один из выводов в опубликованном отчете гласит, что компания не выполняет одну из основных своих задач — не обеспечивает комфортный проезд по платным участкам: на дорогах не хватает заправочных станций, а их освещенность достигает только 64% от общей протяженности.
Так, в целом, по состоянию на 1-е января 2021-го года (а проверка выполнялась за период 2015-2020 годов), из 3 721,7 км дорог, находящихся под управлением «Автодора», освещенными были участки общей длиной 2 018,7 км, то есть только чуть больше половины — 54,2%.
Правда, для платных трасс показатель чуть выше — 64,4%, для бесплатных участков — 44,5%.
Хуже всех освещены М-3 «Украина» (27,4%) и М-1 «Беларусь» (29,5%), в то время как Центральная кольцевая дорога (ЦКАД) почти полностью (95,5%) обеспечена линиями освещения, а М-11 «Москва – Санкт-Петербург», как следует из отчета, даже сверх меры — 103,2%.
Такой подход, полагают в Счетной палате, необходимо менять: для платных участков дорог должны быть отдельные нормативы по устройству линий освещения. «На сегодняшний день нормы по устройству стационарного электрического освещения на автодорогах одинаковы как для платных, так и для бесплатных дорог. Считаем, что такой подход нужно менять, так как пользователи платят именно за комфорт и удобства, которые должны предоставлять платные дороги. Соответствующее предложение подготовлено в Правительство», — говорится в представленном отчете.
В нем также подчеркивается, что комфорт и удобства водителей на платных трассах ограничены и из-за недостаточного количества заправочных станций и многофункциональных зон дорожного сервиса.
В качестве примера в Счетной палате привели М-11 «Нева», где, по данным на 2020-й год, было расположено только 20 АЗС (по 10 АЗС в каждую сторону), из которых лишь шесть (по три в каждую сторону) относились к многофункциональным зонам дорожного сервиса. При этом среднее расстояние между заправками составляло 61,9 км, а максимальное — 104 км.
Это противоречит нормам самой компании, говорят в ведомстве. В соответствии с принятым стандартом ГК «Автодор», удаленность друг от друга многофункциональных зон дорожного сервиса на дорогах вне населенных пунктов, в том числе на платных участках, не должна превышать 60 км.
«Кроме того, расстояние между автозаправочными станциями должно составлять не более 30 км при интенсивности движения транспортных средств от 15 тыс. до 25 тыс. автомобилей в сутки», — отмечается в отчете.
В Счетной палате указали также и на недавно введенную Центральную кольцевую дорогу, где на конец 2020-го года были только две заправочные станции (сейчас уже четыре). При этом станций технического обслуживания автомобилей ни на ЦКАД, ни на М-11 вообще нет.
Что касается ЦКАД, то отчет ведомства напоминает про еще один недостаток дороги — малое число транспортных развязок. «Количество транспортных развязок на пересечениях автомобильных дорог составляет 14 штук. Среднее расстояние между транспортными развязками (для осуществления разворота) — 24 км, максимальное — 51 км», — подсчитали аудиторы.
Правда, стоит отметить, поскольку проверка выполнялась за период 2015-2020 годов, она не учла участок ЦКАД, достроенный к июлю 2021-го года. По данным, которые осенью прошлого года предоставляли в ГК «Автодор», дорога имеет 18 транспортных развязок, хотя всего на ней запланировано 34 развязки.
Напомним: недавно точно такую же проблему Счетная палата обнаружила и в проекте будущей трассы М-12 «Москва-Казань», строительство которой тоже ведется под управлением «Автодора». Так, на дороге протяженностью 811 км предусмотрено только 17 транспортных развязок, причем, как подчеркивают в ведомстве, сооружения главным образом будут находиться на пересечении с федеральными трассами. Таким образом, выход на большинство региональных дорог будет закрыт.
Отчет Счетной палаты также обращает внимание на долгую реализацию проектов: в среднем, с момента заключения контракта на разработку проектной документации до окончания строительных работ и официального ввода объекта в эксплуатацию проходит 7,5 лет, а работы по шести проектам компании вообще растянулись более чем на 10 лет.
Так, например, договор на проектирование реконструкции участка трассы М-1 «Беларусь» с 45-го по 60-й километр был заключен еще в сентябре 2011-го года, положительное заключение госэкспертизы было получено через два года, а договор на выполнение строительно-монтажных работ подписали только в июне 2019-го года. Открыли же участок после реконструкции в январе текущего года.
«Следует отметить, что длительная продолжительность выполнения работ связана с неоднократным продлением сроков договоров и соглашений по причине несвоевременного представления госкомпанией земельных участков под строительство объектов, отсутствием подготовленной территории строительства, потерей актуальности проектной документации и необходимостью ее корректировки», — указывается в отчете.
По подсчетам аудиторов, по состоянию на конец 2020-го года из 21 реализованного «Автодором» проекта первоначальные сроки выполнения работ были соблюдены лишь по семи объектам.
Тут можно вспомнить хотя бы трассу М-11 «Нева», которую планировали запустить к «домашнему» Чемпионату мира по футболу в 2018-м году, а открыли все участки (помимо обхода Твери, который вынесен во вторую очередь) в самом конце 2019-го года. Или ЦКАД, чей поэтапный ввод в эксплуатацию намечался изначально на 2018-2019 годы, а произошел в 2020-2021 годах.
В целом, за 11 лет своей деятельности ГК «Автодор», образованная в 2009-м году, построила и реконструировала 1 675 км дорог и привлекла частных инвестиций на сумму в 145 млрд. рублей.
«Однако, как показала проверка, «Автодор» не всегда достигал ключевых показателей программы своей деятельности и неоднократно корректировал их значения под фактические результаты, — отмечают аудиторы. — Так, по сравнению с первоначальным планом протяженность строительства и реконструкции автодорог и объем привлечения внебюджетных средств сократились на 561 км и на 124 млрд. рублей, соответственно».