Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Розничные цены на бензин продолжают расти быстрее инфляции

26 августа 2021 г.12:25

Розничные цены на бензин продолжают расти быстрее инфляции

pxhere.com

Розничные цены на бензин в России уже седьмую неделю подряд растут быстрее темпов инфляции, сообщает ТАСС со ссылкой на данные Росстата. Согласно этим данным, за неделю с 17-го по 23-е августа бензин на АЗС в среднем подорожал на 0,31%, в то время как официальная инфляция составила 0,1%.

Что примечательно: темпы роста цен на бензин опережают инфляцию и с начала августа (1,02% против 0,07%), и в принципе с начала текущего года (6,24% против 4,58%), хотя все это время в Правительстве заверяли, что рост цен на топливо удастся сдержать в пределах инфляции.

Правда, рост цен на дизельное топливо с начала года еще не вышел за рамки инфляции (3,94% против 4,58%), однако вот уже шестую неделю подряд он тоже ее опережает. Так, в частности, на прошлой неделе дизельное топливо подорожало в среднем на 0,14% (инфляция, напомним, составила 0,1%), а с начала августа — на 0,66% (при инфляции в 0,07%).

Меры по стабилизации рынка

Вообще, основным механизмом, который должен был бы сдерживать рост цен как на оптовом, так и на розничном рынке, является введенный в 2019-м году (после разразившегося в 2018-м году топливного кризиса) т.н. демпфер. По сути, он предусматривает бюджетные компенсации нефтяным компаниям за их частичный отказ от экспорта нефтепродуктов во время высоких цен на нефть. Считается, что в таком случае на внутреннем рынке не образуется дефицит топлива, а значит, не будет наблюдаться и резкого роста цен.

Правда, в этом году демпфер, наоборот, в какой-то мере (наряду с другими факторами) спровоцировал подорожание топлива.

Так, в прошлом году он сработал в обратную сторону: нефтяники не только не получили компенсации из бюджета, но и суммарно заплатили по демпферу с марта 2020-го года по февраль 2021-го года 371,3 млрд. рублей. При этом в прошлом году из-за коронавирусных ограничений резко сократилось потребление топлива и цены на нефть тоже были низкими. Как следствие, нефтяные компании терпели убытки.

Однако после того как еще в конце прошлого года цены на нефть опять начали расти, у нефтяников появилась возможность возместить недополученную прибыль. Помимо того что вместе с подорожанием нефти повысилась стоимость топлива на оптовом рынке, компании также настояли на корректировке формулы демпфирующего механизма, что увеличило для них сумму компенсаций из бюджета.

Предполагалось, что после того, как демпфер заработает по обновленной формуле (а по бензину это произошло с 1-го мая), рост оптовых цен остановится, однако на самом деле он продолжился, а в конце июля цены на бензин неоднократно пробивали исторический максимум.

К середине августа, как отмечалось в исследовании группы «Петромаркет», биржевые цены на бензин подошли к своему пределу. В том смысле, что, если они его превысят, компенсации из бюджета для нефтяников обнулятся и они ничего не получат.

Таким образом, сейчас компании продают топливо на оптовом рынке по максимально возможной стоимости и одновременно получают выплаты из бюджета.

В свою очередь, в Правительстве пытались стабилизировать ситуацию на рынке. В частности, Министерство энергетики и ФАС утвердили рекомендации по временному повышению на 1% нормативов продаж на бирже в III квартале бензина и дизельного топлива. Кроме того, нефтяным компаниям неоднократно «угрожали» запретом на экспорт бензина, однако его пока так и не ввели.

Вместе с тем наблюдающийся в последние недели рост цен на розничном рынке на самом деле мог бы быть и выше, если бы не действовало соглашение по сдерживанию розничных цен в пределах инфляции. Из-за него цены на заправках поднимали медленнее, чем росла оптовая цена на топливо. Правда, в такой ситуации АЗС долгое время приходилось работать с минимальной или вообще с отрицательной для себя маржой (в ряде случаев они продавали топливо в рознице дешевле, чем закупали его в опте).

Как следствие, долго сдерживать цены они не смогли, особенно независимые операторы, у которых нет тыла в виде добычи нефти, ее экспорта, продажи в опте и пр.