В ответ на рост оптовых цен: нормативы продаж бензина на бирже увеличат с 11% до 12%

28 июля 2021 г.15:16

Нормативы продаж бензина на бирже увеличат с 11% до 12%

Министр энергетики РФ Николай Шульгинов/Фото: пресс-служба Министерства энергетики РФ

Министерство энергетики и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовили совместный приказ, который повышает минимальные нормативы продаж бензина на биржевых торгах с 11% до 12% от выпущенного объема. Об этом, как передает ТАСС, журналистам заявил министр энергетики Николай Шульгинов. Такое решение стало ответом на рост оптовых цен: на прошлой неделе индексы на АИ-92 и АИ-95 несколько раз обновили рекордные значения.

«Сейчас уже речь идет об увеличении минимального объема продаж бензина на бирже [с 11%] до 12%. Совместный приказ уже на выходе», — рассказал министр энергетики. При этом он подчеркнул, что такое решение будет принято независимо от динамики оптовых цен.

Напомним: в последний раз нормативы продаж топлива на бирже подняли в феврале этого года (для бензина — с 10% до 11%, для дизеля — с 6% до 7,5%) тоже в ответ на продолжающийся рост цен в оптовом сегменте. В принципе, этот рост с небольшими перерывами наблюдается с начала этого года. Однако на прошлой неделе он стал еще заметнее.

Так, в частности биржевая стоимость бензина АИ-92 в течение пяти торговых дней подряд обновляла исторические максимумы, а цена на АИ-95 на бирже впервые превысила 60 тыс. рублей за тонну. И только после того как в Министерстве энергетики нефтяным компаниям пригрозили, что введут запрет на экспорт бензина, индексы пошли вниз.

Начиная с пятницы прошедшей недели биржевые цены на бензин действительно снижаются. Так, в частности, на данный момент на торгах за сегодняшний день АИ-92 подешевел на 0,06%, до 56,86 тыс. рублей за тонну, а АИ-95 — на 0,25%, до 58,609 тыс. рублей за тонну.

При этом в Министерстве энергетики также не исключали, что для решения проблемы подпишут специальные топливные соглашения с нефтяными компаниями (по аналогии с теми, которые действовали в 2018-м году, когда разразился предыдущий топливный кризис) о фиксации максимального допустимого уровня цен в оптовом сегменте.

Сейчас глава ведомства Николай Шульгинов подтвердил, что возможность подписания подобных соглашений по-прежнему обсуждается, однако вряд ли такую меру примут, поскольку ее реализация требует времени. «[Реализация топливных соглашений] может занять до нескольких недель и даже месяцев, а за это время уже и уборка урожая закончится, и отпуска у людей, и спрос снизится», — пояснил он.

Ранее, кстати, очередной скачок топливных цен на бирже объясняли также высоким спросом в связи с периодом отпусков, который нефтяным компаниям сложно удовлетворить из-за того, что ряд нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ушли на плановый ремонт. Считается, что осенью ситуация должна выровняться. Хотя осенью часть НПЗ тоже ждет плановый ремонт.

А в это время розничная продажа топлива работает с минимальной маржой или вообще себе в убыток, поскольку по негласному соглашению АЗС должны сдерживать рост цен в пределах инфляции и на данный момент он действительно в несколько раз уступает росту оптовых цен.

Таким образом, получается, АЗС продают топливо дешевле, чем его покупают. Особенно тяжелым является положение независимых операторов, которым, в отличие от станций, включенных в вертикально интегрированные нефтяные компании, нечем покрыть свои убытки. «Мы боремся с ростом цены в опте, так как маржа у независимых АЗС страдает», — заключил министр энергетики.