Решение об индексации тарифа на порожний пробег еще окончательно не принято, но в целом в Министерстве транспорта его поддерживают

21 ноября 2024 г.09:58

В Минтрансе поддерживают решение о дополнительной индексации тарифа на порожний пробег

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Решение по дополнительной индексации тарифа «РЖД» на порожний пробег универсального подвижного состава пока не принято, оно еще обсуждается в Правительстве РФ. Об этом, как отмечает ТАСС, журналистам рассказал заместитель министра транспорта Алексей Шило в кулуарах Международного форума-выставки «Транспорт России». По его словам, этот тариф является убыточным для компании. Его повышение на 10% станет стимулом для собственников вагонов искать более правильную логистику и оптимизировать маршруты подачи порожнего состава. Окончательное же решение по финансовому плану «РЖД» должны утвердить до конца ноября.

«Сейчас пока еще финансовый план «Российских железных дорог» проходит стадию обсуждения в Правительстве РФ, поэтому каких-либо окончательных решений пока на сегодняшний момент не принято. Но тот финансовый план, который предлагало сегодня ОАО «РЖД», он подразумевал как раз наличие вот этого решения — повышение тарифов на пробег порожних вагонов на 10%. Это касается только универсального подвижного состава», — пояснил Алексей Шило.

По его словам, в Министерстве транспорта тариф на пробег порожних вагонов в принципе считают убыточным для «РЖД».

«Он изначально был предусмотрен в тарифном руководстве для другой технологии работы вагонов, когда вагоны все были под управлением перевозчика. Сейчас, поскольку парк весь частный, получается, что вот этот низкий убыточный тариф, он позволяет производить длинные рейсы порожних вагонов. То есть мы порожние вагоны возим через всю страну, по сути, не делаем какой-то полезной работы для экономики, а «РЖД» от этого несет только убытки», — подчеркнул заместитель главы ведомства.

Он предположил, что дополнительное повышение тарифов может стать стимулом для собственников вагонов искать более правильную логистику.

«Решит ли полностью проблему повышение тарифа на 10%? Очевидно нет, не решит, но как компромиссный вариант считаем, что это было бы правильно и возможно. Но еще раз, окончательное решение пока не принято, процесс проработки вопроса продолжается», — отметил Алексей Шило.

При этом он уточнил, что Правительство РФ должно принять решение по финансовому плану «РЖД» до конца текущего месяца.

Напомним: в начале ноября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила проект распоряжения Правительства РФ об индексации железнодорожных тарифов. В соответствии с документом индексация, по сути, будет проходить в два этапа. С 1-го декабря 2024-го года все грузовые тарифы повысят на 13,8%, а с 1-го января 2025-го года дополнительно увеличат еще некоторые из них.

Так, в частности, на 5% предлагают повысить тарифы на контейнерные перевозки и перевозки минерально-строительных грузов и на 10% — на порожний пробег подвижного состава.

В пояснительной записке к проекту документа подчеркивается, что «изменение тарифов на порожний пробег универсального подвижного состава направлено на операторов подвижного состава, а не на экономику грузоотправителей». Это решение не будет распространяться на перевозки порожних цистерн и специализированного подвижного состава, а потому не должно отразиться на перевозках нефтепродуктов.

Стоит отметить, что решение о дополнительной индексации тарифа на порожний пробег в  принципе вписывается в текущую политику «РЖД», направленную на оптимизацию использования подвижного состава. Как поясняют в компании, на данный момент парк грузовых вагонов на сети железных дорог является избыточным, что снижает общую производительность и скорость доставки грузов.

На этом фоне в монополии ввели суточную норму подачи порожних вагонов, ограничили количество порожних вагонов, которое может быть заадресовано на конкретную дорогу, и усложнили выход вагонов «из отстоя».

В «РЖД» уверяют, что все эти меры не отразятся на вывозе товаров и сырья, но позволят более эффективно задействовать вагонный парк — в соответствии с тем объемом груза, который необходимо перевезти, и с соблюдением оптимальной дальности на подачу порожнего состава.