В «РЖД» уверяют, что ограничения на погрузку порожних вагонов повысили эффективность железной дороги, а логистические операторы в это время опасаются затаривания портов и обращаются за помощью к советнику президента

7 ноября 2024 г.16:16

Железнодорожные операторы обратились за помощью к советнику президента

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Ограничения на погрузку порожних вагонов дали свои результаты, повысив скорость движения поездов и предсказуемость доставки грузов, заявили в ОАО «РЖД» по итогам брифинга для грузоотправителей. Правда, в то же самое время железнодорожные операторы бьют тревогу и обращаются за помощью к советнику президента РФ Игорю Левитину. В письме они отмечают, что действия компании могут привести к затариванию дальневосточных портов, где и без того остро стоит проблема с вывозом грузов, и росту ставок на предоставление вагонов, что может отразиться на конечной стоимости товаров.

Напомним: в октябре этого года в ОАО «РЖД» значительно снизили норму суточной подачи порожних вагонов. Если в течение последних шести месяцев в день загружалось около 52 тыс. вагонов, то компания сократила этот показатель максимум до 42 тыс. в день.

Таким образом, отмечают железнодорожные операторы в обращении к советнику президента РФ Игорю Левитину, планирование перевозок теперь осуществляется не на основании согласованных заявок грузовладельцев, а в административном порядке, что в том числе нарушает принцип недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.

Но главное, подчеркивается в письме (а его подписали такие компании, как «Национальная транспортная компания», «СКС», «Нефтетранссервис», «Модум-Транс», «Транспортные технологии», «Новая перевозочная компания», ТГК и «Уголь-Транс»), меры, принятые «РЖД», рискуют замедлить вывоз грузов из дальневосточных портов и привести к затариванию морских терминалов, которые и без того перегружены, а также спровоцировать рост ставок на предоставление вагонов, в то время как по отношению к сентябрю прошлого года они уже увеличились на 8-15%.

Кроме того, такие шаги в принципе не содействуют притоку грузов на железную дорогу, рискуют подорвать стабильность производственной деятельности многих крупных предприятий и сократить поступления в бюджеты регионов, считают авторы обращения.

Так, например, действия компании уже привели к критическому (на 30-40%) невыполнению объемов погрузки на Западно-Сибирской железной дороге в западном направлении, одновременно увеличилось и количество брошенных поездов в направлении Западно-Сибирской железной дороги, говорится в письме.

Однако в ОАО «РЖД» принятые меры, наоборот, оценивают как довольно эффективные. Там заявляют, что в результате удалось справиться «с той непростой ситуацией, которая сложилась на сети ... из-за наличия избыточного парка вагонов». Этот избыточный парк, поясняют в компании, снижает производительность и скорость движения грузовых поездов.

Благодаря же ограничению суточной нормы погрузки повысилась участковая скорость поездов, уменьшилось количество задержек в пути, ускорился оборот вагона, улучшилась предсказуемость и надежность доставки грузов. В ОАО «РЖД» уверяют, что уже сейчас отмечают устойчивое сокращение порожнего пробега вагонов.

При этом в компании подчеркивают, что все действия по перемещению порожнего подвижного состава стараются выполнять адресно взаимодействуя с грузоотправителями.

Помимо ограничений на подачу порожних вагонов, в ОАО «РЖД» также выступают за то, чтобы в 2025-м году на 10% поднять тарифы на транспортировку порожнего парка (и впоследствии ежегодно индексировать их как минимум на 5%) и контролировать прием нового подвижного состава. Так, например, в начале октября компания уже на три дня останавливала прием новых вагонов на сеть железных дорог. Эти ограничения, как отмечают источники на рынке, она сняла только после вмешательства властей.