С 1 декабря железнодорожные тарифы на перевозку грузов могут увеличить на 13,8%

8 ноября 2024 г.12:55

С 1 декабря ж/д тарифы на перевозку грузов могут увеличить на 13,8%

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект документа об индексации железнодорожных тарифов, сообщает ТАСС. В соответствии с ним тарифы на грузовые перевозки с 1-го декабря 2024-го года планируют увеличить на 13,8%, а с 1-го января 2025-го года могут дополнительно еще повысить стоимость доставки определенных видов грузов, а также поднять ставки на порожний пробег вагонов. В пояснительной записке отмечается, что полученные средства пойдут на развитие инфраструктуры на подъезде к портам и пограничным переходам.

«Решение Правительства Российской Федерации в сфере железнодорожных перевозок предусматривает с 1-го декабря 2024-го года: индексацию тарифов на грузовые перевозки и услуги инфраструктуры при пассажирских перевозках в пригородном сообщении на 13,8%; индексацию тарифов на пассажирские перевозки в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования с учетом изменения платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта — на 11,6%», — говорится в подготовленном ФАС проекте документа.

При этом из него следует, что с 1-го января 2025-го года дополнительно запланирован рост тарифов на 5% на контейнерные перевозки и перевозки минерально-строительных грузов. Одновременно предусматривается индексация тарифов на порожний пробег универсального подвижного состава — еще на 10%.

«Изменение тарифов на порожний пробег универсального подвижного состава направлено на операторов подвижного состава, а не на экономику грузоотправителей», — подчеркивается в пояснительной записке к проекту документа.

Отдельно в ней указывается, что для обеспечения перевозок нефтепродуктов решение об индексации тарифов на порожний пробег не будет распространяться на цистерны и аналогичный специализированный подвижной состав.

«Полученные в результате тарифных решений эффекты сформируют стабильные источники финансирования инвестиций для развития железнодорожной инфраструктуры. Инвестиции будут направлены на увеличение провозной способности железных дорог в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока для удовлетворения возрастающих потребностей российской экономики в перевозках грузов», — поясняют авторы документа.

Напомним: как раз сейчас «РЖД» ведут кампанию по ограничению избыточного парка вагонов на сети железных дорог общего пользования. В связи с этим ранее на несколько дней был приостановлен прием нового подвижного состава, а в конце октября были снижены нормы суточной подачи порожних вагонов под загрузку.

В ОАО «РЖД» уверяют, что благодаря предпринятым мерам удалось сократить порожний пробег, увеличить оборачиваемость вагонов и тем самым повысить производительность железных дорог и общую скорость доставки грузов. Однако операторы железнодорожного состава, которые уже обратились за соответствующей помощью к советнику президента РФ Игорю Левитину, отмечают, что действия монополии рискуют привести к перезатариванию портовых терминалов, и без того перегруженных, и к росту ставок на предоставление вагонов.

Таким образом, если этот прогноз сбудется, стоимость железнодорожной перевозки товаров увеличится не только за счет индексации непосредственных тарифов на транспортировку, но и за счет роста затрат на использование подвижного состава.

Что касается самой индексации, то подготовленный вариант на самом деле является еще довольно мягким. Потому что в «РЖД» ранее предлагали проиндексировать грузовые тарифы с 1-го января 2025-го года сразу на 22,7%.