Министерство транспорта утвердило требования к операторам навигационных пломб
21 февраля 2020 г.20:28
Пресс-служба ООО «Центр развития цифровых платформ»
Министерство транспорта утвердило требования к операторам электронных навигационных пломб. По сути, это означает, что, как только компании получат соответствующий допуск, транзит «санкционных» товаров по территории России станет возможен в регулярном режиме.
Напомним: транзит «санкционных» товаров, который приостановили в августе 2014-го года, разрешили с 1-го июля 2019-го года при условии использования электронных навигационных пломб. Однако требования к таким пломбам, порядку их использования и пр. Правительство утвердило только через полгода — в конце декабря.
В частности, по правилам, снятие и наложение устройств в пунктах пропуска на въезде в Россию и выезде из страны могут осуществлять только сотрудники организаций, получивших статус оператора и включенных в специальный перечень (он будет публиковаться на сайте Министерства транспорта).
Изначально оператором электронных навигационных пломб хотели назначить одну-единственную компанию. На это место прочили «дочку» оператора «Платона» — ООО «Центр развития цифровых платформ». Однако позже все-таки решили число операторов не ограничивать.
Вместе с тем требования к ним до недавнего времени отсутствовали.
Только те пломбы, что находятся в собственности
Итак, получить статус оператора системы «санкционного» транзита может только компания, зарегистрированная на территории России. Она, естественно, не должна находиться в состоянии ликвидации или банкротства, а сумма задолженности по налогам не должна превышать 25% от балансовой стоимости активов.
При этом одно из основных условий допуска — наличие в собственности как минимум 15 тыс. пломб (они, в свою очередь, обязательно должны быть произведены в России), а также разработанной информационной системы, которая сможет обслуживать (обеспечивать сбор, хранение и передачу информации) не менее 80 тыс. перевозок в год.
Доступ к этим системам получат сотрудники Ространснадзора и ФТС, однако к 1-му октября 2020-го года создадут единую информационную систему транспортной безопасности, куда оператор будет передавать все необходимые сведения.
Компания, претендующая на статус оператора, должна также иметь свой сайт, где перевозчики смогут зарегистрироваться и работать в системе, организовать бесплатный колл-центр на русском и английском языках.
Кроме того, она должна числиться в реестре операторов персональных данных.
Узнать, какие организации имеют право предоставлять все услуги по использованию электронных навигационных пломб, можно будет на сайте Министерства транспорта: здесь должен публиковаться их перечень с указанием всех необходимых контактных данных.
Тариф пока не установлен
Использование пломб сделают платным: оплатить услугу сможет как перевозчик, так и грузовладелец или грузоотправитель. Однако в каком размере и за какие именно действия будет взиматься плата, пока не уточняется: либо это будет единая цена, включающая в себя весь комплекс оказанных услуг, либо придется отдельно платить за снятие и наложение устройства и за его посуточную аренду.
При перевозках из Украины в Казахстан и Кыргызстан, которые с 2016-го года тоже шли под пломбами, необходимо было внести еще залоговую стоимость устройства — около 30 тыс. рублей.
Накладывать электронные пломбы (равно как и снимать их) смогут не на всех пунктах пропуска, а только в тех, что утверждены Правительством. Их всего 17, плюс 3 контрольных пункта на границе с Беларусью (список можно найти здесь).
При наложении и снятии пломб обязательно должны присутствовать сотрудники ФТС или Ространснадзора. Они же принимают решение о необходимости использования устройств и могут снять пломбу для проверки, когда автомобиль уже находится в пути.
В свою очередь, перевозчик, который хочет провезти транзитом по России «санкционные» товары, должен будет как минимум за 2 часа до прохождения границы выбрать оператора и сообщить ему все необходимые данные о себе, транспортном средстве, о грузе, а также то, когда планирует въехать в страну и выехать из нее.
Штрафы за неиспользование пломб не предусмотрены, однако при их отсутствии перевозимую продукцию могут попросту конфисковать или уничтожить, поскольку «санкционный» транзит без пломб, в принципе, запрещен.
Под постоянным контролем
Работающая на основе ГЛОНАСС, электронная навигационная пломба позволяет следить за перемещением транспортного средства в режиме онлайн. При этом если устройство попытались снять, оператор тут же получит соответствующий сигнал. Таким образом, надзорные органы могут быть уверены, что автомобиль с «санкционными» товарами точно покинет территорию России и не выгрузит запрещенный груз в местном магазине.
По подсчетам Министерства транспорта, использование устройства увеличит объем транзитных перевозок как минимум на 80 тыс. в год.
К «санкционным» товарам, напомним, относится сельскохозяйственная продукция (мясо, фрукты, овощи и т.п.), произведенная в тех странах (ЕС, США, Канада и др.), которые ввели санкции против России за присоединение Крыма в 2014-м году. К ним же причисляются и товары украинского происхождения.
Электронные навигационные пломбы также должны использоваться при перевозке грузов, которые до этого прошли транзитом через Украину.