Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Потери российских нефтяников от демпфера в 2019 году могут составить 47 млрд. рублей

30 августа 2019 г.11:20

Потери российских нефтяников от демпфера в 2019 году могут составить 47 млрд. рублей

flickr.com

Демпфирующий механизм в нефтяной отрасли, компенсирующий компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок, действует в России с января 2019-го года. За это время государство возместило нефтяникам почти 180 млрд. рублей, однако их потери оказались на 47 млрд. рублей больше, подсчитали эксперты — участники «круглого стола», состоявшегося в ТАСС в четверг, 29-го августа.

Демпфирующий механизм

Весна и осень прошлого года запомнились многим резким ростом цен на бензин на фоне волатильности котировок нефти. С января по ноябрь бензин в России в среднем подорожал почти на 9%, тогда как инфляция за этот период, по данным Росстата, составила лишь 3,4%.

В прежние годы сдерживать избыточный рост цен на топливо позволяла привязка курса рубля к доллару. Однако после введения механизма бюджетного правила, согласно которому дополнительные доходы от продажи нефти дороже 40 долларов за баррель направляются в резервы, эта зависимость снизилась. Тогда стабилизировать ситуацию позволил ручной механизм: Правительство подписало соглашения с крупнейшими нефтяными компаниями о «заморозке» цен на топливо до апреля 2019-го года. Потом его продлили еще на три месяца.

Чтобы компенсировать нефтяникам потери от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздой более высокой экспортной альтернативе, Правительство с 1-го января 2019-го года ввело в действие демпфирующий механизм. Он предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.

Однако если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, нефтяники должны были сами доплачивать в бюджет. После того как в первом квартале этого года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1-го июля 2019-го года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизельного топлива.

Идеальной формулы нет

За первые семь месяцев 2019-го года нефтяники потеряли 226 млрд. рублей, получив в качестве компенсации 179 млрд. рублей, подсчитал генеральный директор исследовательской группы «Петромаркет» Иван Хомутов. «Демпфер не сработал так, как задумывался, а лишь выступил неким механизмом компенсации части убытков для нефтяников», — пояснил он.

Несмотря на демпфер, экспорт топлива по-прежнему остается для компаний выгоднее, чем поставки на отечественный рынок, согласился главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Однако в целом, считает он, при текущих ценах на нефть — 60-65 долларов за баррель — механизм работает «вполне удовлетворительно», компенсируя 70-90% потерь компаниям от продажи моторных топлив на внутреннем рынке.

Однако аналитик кампании «Финам» Алексей Калачев не согласился с утверждением об убыточности нефтяного бизнеса из-за регуляторных мер. Он напомнил, что многие компании выигрывают от работы на внешних рынках и экспорта нефтепродуктов.

«Я с этим согласен — они прибыльные. Просто добыча генерирует такую EBITDA, что она перекрывает все убытки переработки. Но нужно понимать, что если этот сегмент заводить в убытки, вы не стимулируете его развитие», — парировал ему Иван Хомутов.

В целом участники «круглого стола» в ТАСС были единодушны в том, что демпфер — вынужденный и ограниченный в своей эффективности механизм. «Бюджетное правило работает, модифицировать мы его не хотим, поэтому получаем ситуацию, когда малейший рост цен на мировом рынке транслируется в рост цены бензина», — указал заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Вся эта конструкция, с учетом нацеленности на низкую инфляцию и невозможности отменить топливные акцизы, «в которой нельзя поступиться ни одним элементом, приводит как раз к тому, что мы сейчас имеем», отметил Александр Широв. «Какие-то из этих «красных флажков» надо снимать. Это задача экономической политики. Либо мы должны иметь другое бюджетное правило, либо мы должны повысить параметры таргетирования инфляции», — считает он.

Эксперты напомнили, что действующий механизм регулирования топливного рынка работает не во всем диапазоне курса рубля. «Если курс достигнет 70 рублей за доллар, то опять система выйдет из равновесия и надо будет искать варианты», — говорят они. В этом случае потребуется новая коррекция демпфера. Поэтому необходимо в целом задуматься о новой системе налогообложения нефтяной отрасли, резюмируют эксперты.

«Но сейчас все заняты приведением демпфера в эффективное состояние. Что будет дальше — непонятно», — заключили участники «круглого стола».