«Пока трудно сказать, есть ли действительно преимущества у удаленных медицинских осмотров водителей»

16 августа 2021 г.10:00

Есть ли преимущества у удаленных медицинских осмотров?

Пресс-служба МВД РФ

Месяц назад стало известно, что Правительство одобрило очередную версию законопроекта, который должен разрешить удаленные предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей. Правда, разговоры о том, чтобы внедрить телемедицину в перевозочную деятельность, ведутся еще с 2017-го года. За это время на рассмотрение Государственной Думы внесли как минимум два документа, ни один из которых так и не дошел до первого чтения. При этом транспортные компании могут использовать телемедицину, однако исключительно как дополнительную меру, а потому в основном не спешат переходить на новые технологии.

Вообще, производители телемедицинских комплексов обещают перевозчикам сразу несколько бонусов от внедрения удаленных медицинских осмотров водителей: прежде всего — сокращение расходов на организацию медицинской службы, а кроме этого — уменьшение времени осмотра до 1,5-2 минут и прозрачность процесса общения с врачом.

Последнее обеспечивается тем, что, во-первых, ведется видеозапись осмотра, а во-вторых, данные о состоянии здоровья (температура, давление, наличие паров алкоголя и пр.), регистрируясь, автоматически сохраняются в системе. Это, кстати, должно быть на руку и контрольно-надзорным органам, которые, получив доступ, смогут в принципе проверить факт проведения обследования.

«На самом деле, трудно ответить, есть ли действительно преимущества у удаленных медицинских осмотров, так как телемедицина еще не получила широкого применения в обществе и мы сами ее пока не опробовали, — говорят в литовской транспортной компании Girteka Logistics, которая имеет свое представительство в Смоленске. — Остается открытым ряд вопросов: по каким критериям будет проходить оценка состояния водителя, какие инструменты для этого будут использоваться и на сколько точными будут результаты такого осмотра?»

То, как будет организована система при ее внедрении (а рано или поздно ее, видимо, все равно должны внедрить), действительно пока непонятно. Законопроекта, который недавно одобрили в Правительстве (он якобы подготовлен Министерством здравоохранения), в открытом доступе еще нет, а те, что уже внесены на рассмотрение Государственной Думы, содержат только общие положения.

Так, в частности, один из предложенных ранее документов разрешает проведение ежедневных удаленных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей при условии, если раз в полгода они проходят очное профилактическое обследование. Кроме того, очный прием врача обязателен, если в ходе удаленной регистрации состояния здоровья было зафиксировано отклонение от нормальных показателей.

По большому счету, это все, что следует из законопроекта. Подробности и детали отдаются на откуп соответствующим приказам Министерства здравоохранения и постановлениям Правительства, а их, в свою очередь, подготовят тогда, когда уже точно решат судьбу телемедицины в перевозках на законодательном уровне.

Сейчас же, повторимся, удаленные комплексы (и это не раз подчеркивали в Ространснадзоре) могут применяться только как дополнительная мера. Но что имеется в виду под этой дополнительной мерой, тоже не очень понятно. Как следствие, транспортные компании, которые в любом случае обязаны обеспечить проведение медицинских осмотров, не спешат дополнительно тратить средства еще и на то, что вообще неясно, как легально использовать.

Тем более что их расходы, как правило, предусматривают не только организацию регулярных медицинских осмотров (содержание штатной единицы врача и медицинского кабинета или подписание договора с медицинской организацией о платном оказании услуг), но и обеспечение круглосуточной связи с водителем и его медицинского страхования.

«Перед выходом в рейс наши водители в Смоленске проходят обязательный медицинский осмотр в независимом медицинском центре, — рассказывает руководитель отдела российской деятельности Girteka Logistics Зигмас Миколюнас. — Однако кроме этого у нас круглосуточно семь дней в неделю работает специальный SOS-центр, куда может обратиться каждый из наших 17 тыс. водителей, если почувствует себя плохо в пути. Плюс, все наши водители имеют дополнительное медицинское страхование, чтобы в случае необходимости они смогли получить неотложную медицинскую помощь в независимости от своего местонахождения».

По подсчетам производителей, внедрение телемедицинских комплексов дает до 40% сокращения расходов на медицинское сопровождение водителя. Так, например, в 2019-м году в ходе международной конференции TransRussia директор управления Телемедицина ООО «Корус Консалтинг-СНГ» Борис Левицкий отмечал, что с одного телемедицинского осмотра только одного водителя компания может получить порядка 40 рублей экономии.

В свою очередь, в Государственной Думе ранее называли еще одно, актуальное для России, преимущество телемедицинских технологий: они должны решить проблему нехватки медицинских работников и лицензированных помещений в удаленных регионах страны. По крайней мере, именно поэтому депутаты еще в 2018-м году обещали «проталкивать» инициативу, несмотря на «сопротивления в Правительстве». Правда, напомним, ни один из двух законопроектов не «дотолкали» и до первого чтения.

Вместе с тем стоит сказать, например, что законодательство Литвы и Евросоюза вообще проведения обязательного медицинского осмотра водителя перед выходом в рейс не предусматривает. «Для работы достаточно один раз в год проходить медкомиссию для профессиональных водителей», — объяснили в Girteka Logistics.

О Girteka Logistics

Girteka Logistics — ведущая европейская транспортная компания с крупным собственным автопарком из 8 000 тягачей и 8 700 полуприцепов. Работает в Европе, Скандинавии, России, странах СНГ, а также в Центральной Азии. Насчитывает в штате более 19 000 сотрудников, ежегодно перевозит более 820 000 полных грузов (FTL).