Основное за неделю: автомобильные грузоперевозки перевели на электронные накладные, а транзит грузов в Калининградскую область обеспечили на три недели вперед
5 сентября 2022 г.12:23
Росавтодор
Кроме того, с 1-го сентября изменили процедуру техосмотра (спойлер: время проверки автомобиля должно сократиться), а неделей ранее на границе с Грузией, наконец-то, запустили электронную очередь для грузовиков. Ну, не совсем электронную... Полуэлектронную, скажем так...
Переход на электронный документооборот
С 1-го сентября в России запустили Государственную информационную систему электронных перевозочных документов, что, по сути, означает практический переход на электронный документооборот в автомобильных грузовых перевозках.
Кстати, в последующем к этой системе планируют подключить и остальные виды транспорта, чтобы обеспечить электронный документооборот в мультимодальных перевозках.
Пока же, правда, система принимает только три вида перевозочных документов: транспортную накладную, сопроводительную ведомость и заказ-наряд.
В январе этого года Федеральная налоговая служба (ФНС) как раз таки утвердила электронный формат этих документов.
С 1-го марта 2023-го года к ним прибавят еще три: путевой лист, договор фрахтования и заявку (заказ).
При этом оформление всех видов перевозочных документов в бумажном виде тоже продолжается. То есть обязательного перехода на электронные транспортные накладные пока не предусматривается.
В то же время тем, кто переходит на электронные документы, бумажные дубликаты оформлять не надо.
По крайней мере, тот факт, что ФНС утвердила электронный формат, говорит о том, что она точно может принимать документы в таком формате.
В свою очередь, и Госавтоинспекцию обещают снабдить необходимыми мобильными устройствами для считывания QR-кода накладных.
Иными словами, проверки на дорогах документов в электронном формате тоже должны быть возможны. Если, конечно, верить сообщению Министерства транспорта РФ.
Из важного добавим также, что взаимодействие с государственной информационной системой должно осуществляться через специальных операторов.
Они предоставляют свои решения для оформления перевозочных документов в электронном виде и передают всю необходимую информацию в государственную систему.
На данный момент допуск в качестве операторов электронного документооборота получили семь компаний: «Корус консалтинг СНГ», «Компания Тензор», «ПФ «СКБ контур»», «Такском», «Калуга астрал», «Эдисофт» и «Э-ком».
Транзит грузов в Калининградскую область через Литву обеспечен на три недели
Но что будет дальше, пока не очень понятно...
Напомним: с 1-го сентября литовский Siauliu bankas, который оставался последним банком, принимающим платежи за транзит, прекратил работу с российскими клиентами.
Таким образом, необходимо решить, как осуществлять платежи за транзит далее, чтобы наземные грузовые перевозки в Калининградскую область не остановились.
На ближайшие три недели они оплачены: аванс как раз был внесен накануне 1-го сентября.
Ну, а далее ситуация выглядит довольно запутанной.
Так, в Министерстве коммуникаций и транспорта Литвы, с одной стороны, уверяли, что прием платежей за калининградский транзит продолжится и после 1-го сентября. А с другой — отмечали, что окончательное решение все равно останется за банками.
В свою очередь, коммерческие банки Литвы, опасаясь попасть в число нарушителей санкционного режима, просят у Правительства признать платежи за транзит исключением, необходимым в государственных интересах. Однако Правительство Литвы такие гарантии не дает.
В Правительстве же Калининградской области накануне 1-го сентября заявили, что нашли альтернативный вариант оплаты. Правда, подробности этой альтернативы раскрывать не стали.
При этом у ТАСС мелькнула информация о том, что функцию приема платежей за калининградский транзит может взять на себя банк Luminor.
Однако, во-первых, это — неподтвержденная информация. А во-вторых, непонятно: будет осуществляться прием платежей за весь грузовой транзит или только за транзит несанкционных грузов.
В то же время власти Калининградской области продолжают добиваться того, чтобы упростить транзит грузов в обход Литвы.
Так, в морских перевозках в Калининград уже заняты девять судов, а в сентябре их количество должно увеличиться до двенадцати.
Кроме того, в сентябре планируют запустить программу субсидирования паромных перевозок в регион, чтобы сравнять стоимость паромной доставки с доставкой по железной дороге.
Правда, такие субсидии обещают распространить только на перевозку санкционных грузов.
А калининградских автомобильных грузоперевозчиков освободят от транспортного налога
Потому что автомобильные транзитные перевозки санкционных грузов, в отличие от железнодорожных, по-прежнему запрещены.
Но главное — калининградским грузовикам (как и в принципе всем российским грузовикам) с апреля закрыт въезд на территорию ЕС.
Однако калининградские перевозчики, находясь в отдалении от основной части РФ и окруженные странами ЕС, не могут заместить освободившиеся мощности на других направлениях или перевозками внутри страны.
В таких условиях значительную часть своего автопарка они сейчас просто поставили «на прикол».
В Правительстве Калининградской области обещают учесть этот факт и освободить владельцев грузовиков от транспортного налога. По крайней мере, на прошлой неделе об этом заявил губернатор региона Антон Алиханов.
С его слов следует, что ИП уже за этот год не будут платить транспортный налог, а для юридических лиц льгота начнет действовать со следующего года.
Если через год санкции не снимут и ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок не изменится, не исключено, что освобождение от транспортного налога продлят.
Перейдем к границе с Грузией: там заработала как бы электронная очередь для грузовиков
На данный момент эта электронная очередь выглядит так: водитель грузовика должен подъехать к одному из трех созданных постов и зарегистрироваться там.
А вот после регистрации он получает порядковый номер и уже может отслеживать изменение этого порядкового номера в электронном формате — на сайте codd15.ru.
Как только грузовик на этом сайте войдет в зону, помеченную зеленым цветом (сразу в ней располагались первые 100 автомобилей, теперь — первые 600), он может двигаться непосредственно к МАПП «Верхний Ларс».
Посты расположены в следующих локациях:
- у селения Иран в Кабардино-Балкарии;
- у селения Алханчурт в Ингушетии;
- на 14-м километре Военно-Грузинской дороги в районе селения Чми в Северной Осетии.
В последующем очередь обещают действительно перевести в электронный вид.
Из важного вспомним еще про техосмотр: его упростили
А именно: перечень обязательных проверок автомобиля сократили с 82 до 55 позиций.
Из него, в частности, убрали измерение шума выпускной системы двигателя, осмотр тормозных трубопроводов на факт коррозии или механических повреждений, проверки на подтеки из двигателя, коробки передач, боковых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и др. гидравлических устройств и пр.
Из прочего, например, выделим отсутствие проверок на наличие в машине огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки.
Правда, как минимум знак аварийной обстановки все равно требуется ПДД, а огнетушитель в любом случае является обязательным при проверках транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов.
Полностью перечень проверяемых на техосмотре позиций можно найти здесь.