Экс-глава Министерства юстиции Литвы: Прием платежей за транзит санкционных грузов является нарушением санкционных мер
31 августа 2022 г.15:13
pxhere.com
Банковские операции, связанные с расчетом за калининградский транзит через территорию Литвы грузов, внесенных в санкционный список, запрещены регламентом ЕС. Такое мнение, как отмечает ТАСС, в среду, 31-го августа, выразил экс-министр юстиции Литвы, юрист Гинтаутас Барткус. Напомним: с 1-го сентября литовский «Шауляй банк», через который проходили транзакции за транзит, намерен полностью прекратить работу с российскими клиентами. Как после 1-го сентября будет осуществляться расчет, пока не очень понятно.
«Если открыть регламент ЕС [о применении санкций к РФ в связи с событиями в Украине] и прочитать, что там написано, ответ очевиден: никакие расчеты за перевозку санкционных грузов невозможны», — утверждает Гинтаутас Барткус.
При этом он заметил, что положения регламента и дополнительные разъяснения ЕС по калининградскому железнодорожному грузовому транзиту пытаются толковать по-разному. «Это словно снежный ком, который все увеличивается в размерах и множит неясности. Мы переходим из области права в совершенно неправовую плоскость», — подчеркнул экс-министр.
По его словам, дополнительные разъяснения ЕС не являются обязательными к исполнению. «Это не является обязывающим документом, и мы не обязаны делать то, на чем настаивает другое государство, в данном случае Россия. Такой должна быть основная правовая позиция», — заявил Гинтаутас Барткус.
Напомним: с 1-го сентября литовский «Шауляй банк», через который проходили транзакции за транзит, намерен полностью прекратить работу с российскими клиентами. О каком-то пересмотре этой позиции в коммерческом учреждении пока не сообщали.
При этом другие банки Литвы тоже не рискуют принимать платежи за транзит санкционных грузов, опасаясь, что таким образом нарушат введенные санкционные меры.
Ранее в Ассоциации банков Литвы заявляли, что смогут проводить такие операции в качестве исключения, если Правительство страны объявит их необходимыми с точки зрения государственных интересов. Однако государство давать подобное гарантии тоже отказывается.
Единственное: в середине августа Министерство коммуникаций и транспорта Литвы обратилось к банкам с просьбой предоставлять в качестве исключения российским клиентам возможность расплачиваться за калининградский транзит, однако, как видно, такое обращение ничего не решило.
Правда, вчера, 30-го августа, министр коммуникаций и транспорта Марюс Скуодис заверил, что прием платежей за транзит продолжится и после 1-го сентября, переводы не будут приниматься только от тех российских компаний, которые входят в санкционные списки.
Но окончательное решение — за банками
Вместе с тем, выступая сегодня, 31-го августа, Марюс Скуодис отметил, что окончательное решение по расчетам за калининградский железнодорожный транзит через территорию Литвы обычных и санкционных грузов все-таки остается за банками.
«Государственные структуры выполнили все необходимые действия, чтобы эти платежи были возможны, но окончательное решение принимается сторонами, участвующими в коммерческих отношениях, и банками», — заявил министр.
«Это не является попыткой переложить на кого-то ответственность или устраниться от ответственности, но окончательное решение примут банки, в том числе по проверкам [платежей]», — указал Марюс Скуодис.
Представители государственных властей Литвы уже неоднократно подчеркивали, что банки в стране являются коммерческими учреждениями (государственных банков в Литве нет), а потому государство не может влиять на их решения.
В свою очередь, Служба расследования финансовых преступлений отказалась выдать государственной компании «Летувос гележинкеляй» («Железные дороги Литвы») единое разрешение по платежам за транзит грузов из санкционного списка и распорядилась по каждому случаю обращаться отдельно. Таким образом, подобные платежи будут рассматриваться в индивидуальном порядке.
В то же время еще на прошлой неделе в Правительстве Калининградской области заявили, что уже нашли альтернативный вариант оплаты. Правда, подробности схемы там раскрывать не стали.