Ограничения для европейских перевозчиков на въезд в Россию планируют продлить до конца 2023 года
11 апреля 2023 г.15:14
Пресс-служба «Росгранстроя»
Ограничения для автомобильных грузоперевозчиков из ЕС, Норвегии, Великобритании и Украины, которые в целом предусматривают возможность въезда только в приграничную зону России, планируют продлить до конца 2023-го года. На данный момент их действие рассчитано до 1-го июля 2023-го года, однако в принципе изначально было очевидно, что оно будет продлеваться до той поры, пока существуют аналогичные ограничения для российской стороны. А о том, что эти ограничения в ближайшее время могут быть сняты, ничего из происходящих событий не говорит.
В понедельник, 10-го апреля, прошло заседание президиума Правительственной комиссии по транспорту, где как раз таки обсуждались вопросы автомобильных грузоперевозок.
«По данным Минтранса России, в 2022-м году был успешно реализован механизм перегрузки/перецепки, введенный в связи с запретом на въезд на территорию России автоперевозчиков из стран Евросоюза», — говорится в сообщении пресс-службы Правительства РФ по итогам заседания.
В нем подчеркивается, что данный запрет пока действует до конца июня 2023-го года, однако его, вероятнее всего, могут продлить.
«В рамках Правкомиссии обсуждался вопрос продления срока действия постановления Правительства от 30-го сентября 2022-го года №1728 еще на шесть месяцев, то есть до конца 2023-го года», — уточнили в пресс-службе.
Напомним: ограничения на въезд автомобильных грузоперевозчиков из ЕС, Норвегии, Великобритании и Украины в Россию вступили в силу с 10-го октября прошлого года. По сути, они стали ответом на прошлогодние апрельские санкции ЕС, которые в принципе, за редким исключением, запретили грузовым автомобилям, зарегистрированным в России (а также в Беларуси) въезжать на территорию Евросоюза.
В целом же, ответные российские меры были призваны поддержать отечественных перевозчиков, которые в условиях, когда они не могут заезжать в Европу, а перевозчики из ЕС могут беспрепятственно доставлять грузы в РФ, потеряли работу на европейском направлении.
В итоге, сейчас грузовые перевозки между Россией и Евросоюзом выглядят следующим образом: перевозчик из ЕС въезжает в приграничную зону РФ, выполняет там перецепку или перегрузку и выезжает обратно. Перецепленный же или перегруженный груз уже российский перевозчик везет дальше и доставляет в конечную точку.
Правда, одновременно с такими ограничениями российская сторона предусмотрела и довольно внушительный список их исключений. В первоначальной версии он вообще включал в себя 58 товарных позиций. В январе этого года его сократили до 40 позиций.
Как следствие, значительная часть грузовых перевозок между Россией и странами ЕС выполнялась и выполняется по обычной схеме, когда европейский перевозчик без перецепки/перегрузки на границе довозит груз непосредственно до пункта назначения.
Так, например, в Северо-Западном таможенном управлении ранее отмечали, что по итогам 2022-го года под перецепку/перегрузку попало менее 20% ввозимых товаров. То есть: как минимум 80% заказов, даже несмотря на действие ограничений, оставалось под транспортными компаниями из ЕС.
В начале марта этого года в Министерстве транспорта РФ высказались за то, чтобы еще больше сократить перечень исключений, пообещав при этом, что в результате доля российских перевозчиков на европейском направлении вырастет до 45%.
Этот вопрос планировали вплотную обсудить в марте, однако на протяжении марта про подобные дискуссии на правительственном уровне слышно не было.
Впрочем, сейчас на заседании Правительственной комиссии по транспорту вопрос действительно подняли. «Кроме того, рассматривается возможность сокращения перечня товаров, на которые не распространяется запрет на перевозки», — говорится в пресс-релизе по итогам заседания.
Правда, скорее всего, сокращение списка исключений произойдет со второй половины года — одновременно с тем, когда будет продлено действие самих ограничений.
Помимо этого, могут быть также сняты ограничения на перецепку грузовых автомобильных полуприцепов, зарегистрированных в иностранных государствах, на территории складов временного хранения. Если это произойдет, то это облегчит выполнение перевозок с ЕС.