В России вступил в силу запрет на доставку грузов автомобильными перевозчиками из ЕС
10 октября 2022 г.11:24
Итак, с сегодняшнего дня, с 10-го октября, вступил в силу запрет для автомобильных перевозчиков из стран ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины на доставку грузов в Россию. Теперь принадлежащие им транспортные средства могут въехать только в приграничную зону РФ для выполнения операций по перецепке или перегрузке. Правда, из нового правила предусмотрено немало исключений. При этом регламент таких перевозок еще не до конца разработан.
Как будет действовать новый порядок?
Чисто теоретически то, как с сегодняшнего дня будут осуществляться автомобильные грузовые перевозки с ЕС и другими странами, попавшими в «недружественный» список, понятно. Тем более что подобный опыт уже практически на протяжении полугода применяется в Беларуси и как и российские, так и иностранные перевозчики (а значительная доля перевозок между Россией и ЕС проходит именно через Беларусь) к нему уже успели приспособиться.
Если вкратце обобщить, то перевозчики из «недружественных» стран при ввозе товаров в Россию, могут теперь доезжать только до терминалов, временных складов и т.п., где возможно проведение таможенных операций, чтобы оставить там груз или прицеп, который уже заберет российский или иной перевозчик, чтобы довезти его непосредственно до пункта назначения.
Правда, с прицепом не все так просто: российский перевозчик может забрать зарегистрированный в другом государстве прицеп, если перецепка выполняется в пункте пропуска и декларация временного ввоза оформляется именно на него, на российского перевозчика. Если же иностранное транспортное средство прошло оформление в пункте пропуска и после этого доехало, например, до склада временного хранения, то в таком случае необходимо осуществлять перегрузку, поскольку везти далее прицеп по территории России в соответствии с процедурой временного ввоза разрешается только иностранному перевозчику.
Выполнять операции по перецепке или перегрузке можно на территории определенных районов. Это: все муниципальные образования Калининградской области, Выборгский и Кингисеппский районы Ленинградской области, Печенгский, Кольский, Кандалакшский районы Мурманской области и сам город Мурманск, Псков и Себежский, Печорский, Пыталовский районы Псковской области, Лахденпохский, Лоухский, Сортавальский районы и Костомукшский городской округ в Карелии и Санкт-Петербург.
При этом, однако, конкретный перечень складов временного хранения, терминалов и пр. на территории перечисленных образований, куда могут двигаться иностранные перевозчики, пока не определен. Вернее, список таких площадок на самом деле есть (его можно найти вот здесь), но в Федеральной таможенной службе (ФТС) говорят, что готовят конкретные разрешенные маршруты транспортных средств.
Речь, по всей видимости, идет о таком же порядке, который применяется в Беларуси. Там перевозчикам даны конкретные маршруты движения: именно в зависимости от того, через какой пункт пропуска они въехали, они могут проследовать к тому или иному терминалу, складу и т.п.
Вместе с тем в России, в отличие от Беларуси, предусмотрели гораздо более обширный перечень исключений из нового порядка. То есть: тех товаров, которые перевозчики из ЕС и других стран по-прежнему могут ввозить в Россию непосредственно до пункта назначения без перецепки/перегрузки на границе.
И это не только продовольствие, фармацевтические или медицинские грузы, чья задержка в пути действительно чревата для соблюдения срока годности и в целом для сохранения качества.
К исключениям, например, относятся также алкоголь и табак, контрацептивы, удобрения, пластмасса, бумага и картон, проволока, часы, музыкальные инструменты, средства наземного транспорта и мн.др. Полностью все разрешенные товары перечислены по ссылке.
Кроме того, исключением является вся Калининградская область: доставлять грузы непосредственно на территорию этого региона иностранные перевозчики могут без каких-либо ограничений.
«Белые пятна» в регламенте
В пятницу, 7-го октября, прошел вебинар ФТС, посвященный новому порядку международных автомобильных грузоперевозок. И из этого вебинара (можно посмотреть здесь) следует, что и сами сотрудники таможенной службы до конца не понимают, как принятый регламент будет действовать.
Так, в частности, на момент проведения вебинара они все еще ждали разъяснений от Министерства транспорта по поводу разрешений, какие должны быть у перевозчиков из ЕС, Норвегии, Украины и Великобритании, российских перевозчиков, а также перевозчиков из третьих стран.
Не совсем ясно также, каким образом будет осуществляться контроль за уровнем топлива в баках иностранных грузовиков.
Напомним: в соответствии с принятым регламентом уровень топлива в баках транспортного средства, зарегистрированного в странах ЕС, Норвегии, Украины и Великобритании, при выезде с территории России не должен превышать 200 литров.
По идее, говорят в ФТС, если в пункте пропуска будет зафиксировано превышение, грузовик не выпустят из РФ. При этом, однако, в самом пункте пропуска не предусмотрено инфраструктуры для безопасного слива топлива. То есть для устранения нарушения транспортному средству нужно будет проследовать куда-то вглубь страны, чтобы избавиться где-то в другом месте от лишнего топлива. При этом перевозчику снова придется оформлять временный ввоз ТС, а если ТС в это время, например, будет загружено экспортными товарами, то тоже не совсем понятно, что с ними делать...
Кроме того, как уже отмечалось, пока только готовится привязанный к пунктам пропуска перечень разрешенных складов и терминалов, где должна выполняться перецепка и перегрузка.
Нет разъяснений от Министерства транспорта и Ространснадзора по поводу того, какие санкции будут применяться к иностранным перевозчикам, нарушившим новый порядок, каким образом будет организован контроль за их перемещением на территории России, что, в том числе, ждет иностранных перевозчиков, которые в течение семи дней не успеют покинуть РФ.
Напомним: в соответствии с принятым постановлением, у перевозчиков из ЕС, Украины, Норвегии и Великобритании есть еще семь дней после 10-го октября, чтобы завершить перевозку, начатую на момент вступления в силу нового порядка.
А что говорят российские транспортные компании?
С одной стороны, новый порядок, по сути, должен вернуть российских перевозчиков на направление «Россия-ЕС», где они после апреля фактически лишились заказов, поскольку в соответствии с санкциями Евросоюза не могут, за редким исключением, въезжать даже в приграничную зону стран ЕС. В результате, в условиях, когда Россия по-прежнему оставалась открытой для грузовиков из Евросоюза, все заказы на доставку и вывоз грузов в РФ и из РФ получали именно европейские перевозчики.
Однако с другой стороны у отечественных представителей рынка есть немало сомнений по поводу нового порядка, которые они озвучивали еще задолго до его принятия.
В принципе, из этих сомнений можно выделить два основных: первое — как необходимость перецепки/перегрузки повлияет на сумму затрат перевозчиков, второе — справится ли приграничная инфраструктура России с возросшей нагрузкой из-за перецепки/перегрузки.
«Сейчас сложно оценить готовность инфраструктуры на границах Латвии и Эстонии с Россией (где шел больший грузопоток напрямую из стран ЕС) к перегрузке и перецепке транспортных средств», — говорит директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. При этом, однако, он подчеркивает, что «достаточно широкая номенклатура товаров разрешена к доставке европейскими перевозчиками», а потому на практике вполне может оказаться и так, что объем операций по перецепке/перегрузке не будет таким уж значительным и не превысит нагрузку на инфраструктуру.
Что касается дополнительных затрат в связи с проведением грузовых операций, то здесь все зависит именно от того, какая операция будет выполняться.
Если перегрузка одной машины, как ранее отмечал руководитель отдела логистики компании «Транссертико» Никита Ларин, уже сама по себе требует дополнительно 200-300 евро (а с учетом простоя транспортного средства и таможенного оформления расходы могут быть и выше), то перецепка, которую сами водители способны выполнить за 10-15 минут, значительного удорожания доставки товаров не должна вызвать.
В целом, российские транспортные компании рассчитывают, что с течением времени, когда рынок приспособится к новому порядку перевозок, тарифы (а они с апреля в условиях монопольного положения перевозчиков из ЕС поднялись в 3-5 раз) постепенно снизятся.
«Европейские перевозчики уже отреагировали на нововведение и подняли цены на свои услуги в октябре в среднем на 10%, — рассказывает Алексей Мисаилов. — Так что в моменте мы ожидаем небольшое спекулятивное увеличение стоимости, в том числе за счет перетекания потоков на транзитный маршрут следования из Польши и Литвы через Беларусь, но после отладки операций по перегрузке и перецепке произойдет возврат к прежним тарифам».
«Что касается российских компаний, — продолжает представитель FM Logistic в России, — то стоит помнить о том, что на цену их услуг влияют и другие факторы: например, на 40-60% подорожали автозапчасти для коммерческого транспорта».
При этом Алексей Мисаилов также обращает внимание на то, что в принятом новом порядке еще остаются непроработанные вопросы. «Для осуществления перегрузки и перецепки в постановлении обозначено одно требование — зона таможенного контроля. Уточнений, где именно и по какому регламенту это должно происходить, пока нет», — замечает он.