Очередь из грузовиков на границе Беларуси со странами ЕС растет по всем направлениям

5 декабря 2023 г.12:31

На границе Беларуси растут очереди из грузовиков

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

На границе Беларуси со странами ЕС скопилось более 3,1 тыс. грузовиков, свидетельствуют данные Государственного пограничного комитета РБ. Очереди растут по всем направлениям. В целом, практически за неделю они увеличились более чем в 2 раза, а на выезде в Польшу — сразу в 14 раз.

Если еще 29-го ноября в пункте пропуска «Козловичи», который сейчас единственный на границе Беларуси с Польшей работает на грузовое сообщение, стояло 70 грузовых машин, то по состоянию на сегодняшний день, 5-го декабря, там отмечается скопление в 1 тыс. грузовиков.

В Государственном пограничном комитете РБ настойчиво подчеркивают, что основной причиной образования заторов является медленная и неритмичная работа сопредельной стороны. По подсчетам ведомства, за последние сутки через автомобильный переход «Козловичи» прошло только 60% от пропускных возможностей грузовиков.

Правда, если основываться на наблюдениях все того же Комитета, то 100-процентные или хотя бы близкие к тому нормы пропуска на границе Беларуси со странами ЕС уже давно не выполняются. И еще неделю назад в переходе «Козловичи» они составляли те же самые 50-60%, однако роста очереди до 1 тыс. грузовиков это не вызывало.

То есть прежде всего речь идет не о замедлении работы пограничных и таможенных служб, а о том, что они (причем с обеих сторон) могли бы и ускориться в разгар высокого логистического сезона, когда бизнес закрывает договоры по поставкам и обеспечивает подвоз необходимых товаров до долгих праздничных дней.

Однако вот что интересно: пункт пропуска «Козловичи» главным образом обеспечивает товарооборот Беларуси и России со странами ЕС. Транспортные средства третьих стран (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Армения и пр.) через него проехать не могут, а в соответствии с последними нововведениями забирать груз от границы Беларуси со странами ЕС могут лишь белорусские и российские грузовики.

Таким образом можно сделать вывод, что грузовой поток увеличился не только в связи с традиционным высоким сезоном в логистике, но еще и потому, что в скором времени ожидается принятие очередного пакета санкций в отношении России, который введет дополнительные запреты на экспорт товаров в РФ.

Иными словами, бизнес старается вывезти из стран ЕС то, что еще можно вывезти оттуда прямым путем. Это подтверждает рост заторов и на других направлениях в ЕС.

Так, на границе Беларуси с Литвой, где работают четыре пункта пропуска, общая очередь из грузовиков практически за неделю выросла на 40%, до 1 820 машин. Наибольшие заторы отмечаются в «Беняконях» (845 грузовиков) и в «Каменном Логе» (490 грузовых автомобилей). Еще 310 фур стоит в «Котловке» и 175 грузовых машин — в «Привалке».

В единственном функционирующем между Беларусью и Латвией переходе «Григоровщина» заторы из грузовиков за последние несколько дней тоже довольно резко увеличились — с 35 до 295 машин, то есть более чем в 8 раз.

При этом напомним, что на данный момент автомобильные грузовые перевозки между Беларусью и ЕС выполняются главным образом методом перецепки или перегрузки: европейские перевозчики могут доехать не далее установленных мест в приграничной зоне РБ, а российские и белорусские грузовики, за редким исключением, в принципе не могут въехать на территорию Евросоюза.

Такой порядок тоже увеличивает нагрузку на пограничные переходы и в момент активного грузового потока способствует еще большему образованию очередей.