Очередь из грузовиков на границе Беларуси со странами ЕС растет по всем направлениям
5 декабря 2023 г.12:31
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
На границе Беларуси со странами ЕС скопилось более 3,1 тыс. грузовиков, свидетельствуют данные Государственного пограничного комитета РБ. Очереди растут по всем направлениям. В целом, практически за неделю они увеличились более чем в 2 раза, а на выезде в Польшу — сразу в 14 раз.
Если еще 29-го ноября в пункте пропуска «Козловичи», который сейчас единственный на границе Беларуси с Польшей работает на грузовое сообщение, стояло 70 грузовых машин, то по состоянию на сегодняшний день, 5-го декабря, там отмечается скопление в 1 тыс. грузовиков.
В Государственном пограничном комитете РБ настойчиво подчеркивают, что основной причиной образования заторов является медленная и неритмичная работа сопредельной стороны. По подсчетам ведомства, за последние сутки через автомобильный переход «Козловичи» прошло только 60% от пропускных возможностей грузовиков.
Правда, если основываться на наблюдениях все того же Комитета, то 100-процентные или хотя бы близкие к тому нормы пропуска на границе Беларуси со странами ЕС уже давно не выполняются. И еще неделю назад в переходе «Козловичи» они составляли те же самые 50-60%, однако роста очереди до 1 тыс. грузовиков это не вызывало.
То есть прежде всего речь идет не о замедлении работы пограничных и таможенных служб, а о том, что они (причем с обеих сторон) могли бы и ускориться в разгар высокого логистического сезона, когда бизнес закрывает договоры по поставкам и обеспечивает подвоз необходимых товаров до долгих праздничных дней.
Однако вот что интересно: пункт пропуска «Козловичи» главным образом обеспечивает товарооборот Беларуси и России со странами ЕС. Транспортные средства третьих стран (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Армения и пр.) через него проехать не могут, а в соответствии с последними нововведениями забирать груз от границы Беларуси со странами ЕС могут лишь белорусские и российские грузовики.
Таким образом можно сделать вывод, что грузовой поток увеличился не только в связи с традиционным высоким сезоном в логистике, но еще и потому, что в скором времени ожидается принятие очередного пакета санкций в отношении России, который введет дополнительные запреты на экспорт товаров в РФ.
Иными словами, бизнес старается вывезти из стран ЕС то, что еще можно вывезти оттуда прямым путем. Это подтверждает рост заторов и на других направлениях в ЕС.
Так, на границе Беларуси с Литвой, где работают четыре пункта пропуска, общая очередь из грузовиков практически за неделю выросла на 40%, до 1 820 машин. Наибольшие заторы отмечаются в «Беняконях» (845 грузовиков) и в «Каменном Логе» (490 грузовых автомобилей). Еще 310 фур стоит в «Котловке» и 175 грузовых машин — в «Привалке».
В единственном функционирующем между Беларусью и Латвией переходе «Григоровщина» заторы из грузовиков за последние несколько дней тоже довольно резко увеличились — с 35 до 295 машин, то есть более чем в 8 раз.
При этом напомним, что на данный момент автомобильные грузовые перевозки между Беларусью и ЕС выполняются главным образом методом перецепки или перегрузки: европейские перевозчики могут доехать не далее установленных мест в приграничной зоне РБ, а российские и белорусские грузовики, за редким исключением, в принципе не могут въехать на территорию Евросоюза.
Такой порядок тоже увеличивает нагрузку на пограничные переходы и в момент активного грузового потока способствует еще большему образованию очередей.