Монополизирует ли «Платон» цифровой рынок грузоперевозок?
7 сентября 2020 г.17:53
platon.ru
Система взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон» стремится стать суперприложением для грузоперевозчиков, рассказал несколько недель назад в интервью изданию «Известия» Антон Замков, генеральный директор компании «РТИТС», являющейся оператором системы. По его словам, данные «Платона» уже используются не только государственными органами для анализа ситуации на рынке, но и логистическими компаниями.
Так, в рамках эксперимента система интегрирована с «одной из крупнейших российских логистических платформ» (с какой именно, Антон Замков не уточнил). Пользователи этой платформы, дав соответствующее разрешение, получают доступ к данным «Платона», среди которых, как следует из объяснений генерального директора «РТИТС», — и местоположение транспортного средства.
Таким образом, система впоследствии может создать конкуренцию многочисленным телематическим платформам, специализирующимся как раз таки на трекинге и онлайн-отслеживании груза.
Тем более что подключение к ней для оплаты проезда по дорогам, в принципе, обязательно, а установка каких-то дополнительных устройств для получения дополнительных данных — нет.
«Перевозчикам не нужно дополнительно устанавливать бортовое оборудование, все есть в мобильном приложении, — рассказал в интервью «Российской газете» Антон Замков. — И здесь на новый качественный уровень выходят сервисы трекинга и онлайн-отслеживания доставки груза, которые становятся доступны одновременно заказчику, грузоотправителю, диспетчеру и тем, кому перевозчик посчитает нужным открыть эту информацию».
По словам генерального директора «РТИТС», в будущем обмен такими данными может стать основой для создания т.н. сервиса «цифрового дальнобойщика» — платформы, где перевозчик сможет найти догруз, ближайший к месту нахождения груз и т.п., а грузовладелец — «на основе геолокации, стоимости и открытых рейтингов» того, кто доставит его товар.
Иными словами, платформа станет также своего рода транспортной биржей, которые уже внедрены на рынке с той лишь разницей, что они не пользуются таким государственным ресурсом и регистрация в них не является обязательной.
При этом, стоит отметить, оператор «Платона» обладает разного рода информацией, полезной для перевозчика, а теоретически может получить доступ к еще большему числу данных.
Так, помимо системы оплаты проезда по федеральным трассам, компания «РТИТС» (а вернее — ее на 100% «дочка» ООО «Центр развития цифровых платформ») оперирует системой «санкционного» транзита, где посредством электронной навигационной пломбы реализуется и механизм электронного документооборота.
Компания также может стать оператором автоматизированного весогабаритного контроля на федеральных трассах, а когда-то претендовала на то, чтобы стать оператором дорожных камер.
Кроме того, «РТ-Инвест Транспортные Системы» входит в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика» (Антон Замков является директором этой ассоциации), которая причастна к разработке суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов».
«Мы занимаем активную позицию в части, например, подключения системы к создаваемому суперсервису «Безбумажная перевозка грузов». Будем работать, чтобы «Платон» стал суперприложением для грузоперевозчика, чтобы ряд государственных сервисов был доступен в режиме «одного окна»», — подчеркнул в интервью «Российской газете» генеральный директор «Платона».
Но пока...
Олег Гребенько, заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA:
«На данный момент мы используем систему «Платон» только для оплаты проезда по федеральным трассам. Получение данных о местоположении транспортного средства обеспечивают другие телематические платформы.
При этом для нас как для транспортной компании важны еще такие сведения, которые помогают снизить расход топлива, продлить срок службы автомобиля и запчастей и т.п. Для этого мы используем системы, разработанные непосредственно автопроизводителем».
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic:
«Сейчас для отслеживания передвижений коммерческого парка мы используем специализированные системы телематики. Для нас важно отслеживать скоростной режим передвижения автомобиля, его актуальное местоположение в конкретный момент времени, а также текущую температуру в кузове, если речь идет о перевозке скоропортящегося груза.
Аналитика, которая публикуется на основании данных из системы «Платон», интересна, однако для ее проведения требуются определенные ресурсы. Поэтому интеграция данных из системы с различными коммерческими решениями, например грузовыми навигаторами, или использование этих данных для определения оптимального времени для ремонта конкретного участка федеральной трассы — логичная эволюция использования статистики из «Платона»».