Литва снизила квоты на железнодорожный транзит санкционных товаров в Калининград

27 февраля 2023 г.14:14

Литва снизила квоты на ж/д транзит санкционных товаров в Калининград

commons.wikimedia.org

Литва снизила квоты на железнодорожный транзит санкционных товаров в Калининградскую область и из нее, передает информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на «Литовские железные дороги». В 2023-м году можно будет перевезти через территорию Литвы на 7% санкционного объема меньше, чем в 2022-м году.

Напомним: в июне прошлого года в связи с санкциями ЕС Литва приостановила транзит по своей территории т.н. «санкционных» товаров, которые перевозятся между Калининградской областью и основной частью России. Однако в июле после разъяснений Еврокомиссии железнодорожный транзит был возобновлен. Правда, с существенными ограничениями.

Так, в соответствии с разъяснениями ЕС по железной дороге транзитом через Литву может проходить только определенный объем санкционных товаров — в пределах квот. Квоты же рассчитываются отдельно для каждого вида продукции по среднему значению транзита в течение трех последних лет.

В прошлом году суммарно по железной дороге Литвы между Калининградской областью и основной частью России было разрешено перевезти 3,1 млн. тонн санкционных грузов, однако фактически по состоянию на начало декабря российские компании использовали по квотам только 1,8 млн. тонн.

Из-за этого, в частности, квоты на 2023-й год и были снижены, поскольку рассчитывались они уже по итогам и 2022-го года тоже. Именно поэтому, кстати, в конце прошлого года в Калининградской железной дороге российских грузовладельцев призывали максимально использовать выделенные квоты, чтобы избежать их уменьшения в последующие годы.

Однако в итоге сделать это не удалось и в 2023-м году Литва суммарно разрешила железнодорожный транзит 2,89 млн. тонн санкционных грузов — на 7% меньше, чем в 2022-м году: 2,47 млн. тонн — в направлении Калининградской области, 420 тыс. тонн — из Калининградской области в основную часть России.

Одновременно Россия развивает морской транзит товаров в свой отдаленный регион. Если на момент введения ограничений со стороны Литвы (июнь прошлого года) на морских линиях между Ленинградской и Калининградской областями работали три парома и один теплоход, то сейчас морские перевозки выполняют как минимум 13 судов, причем их количество периодически увеличивается в зависимости от потребностей.

При этом на морской транзит действуют специальные субсидии. Правда, в прошлом году из-за сложностей расчета они особой популярностью у операторов морских линий не пользовались. В этом году схему субсидирования обещали упростить.