Литва еще на 30% сократила квоты на железнодорожный «калининградский транзит»

5 марта 2025 г.10:52

Литва на 30% сократила квоты на железнодорожный «калининградский транзит»

Правительство Калининградской области

Литва сократила квоты на железнодорожный транзит санкционных товаров между Калининградской областью и основной частью России еще на 30% по сравнению с прошлым годом, рассказали ТАСС в пресс-службе Правительства Калининградской области. Это значит, что все больше грузоотправителей будут вынуждены для поставок своей продукции использовать морской транспорт, который не находится под ограничениями. Однако в то же самое время вычерпать выделенные квоты тоже необходимо по максимуму, иначе в следующем году их еще больше сократят.

«Литва сократила квоту на транзит грузов в Калининградскую область по железной дороге через свою территорию на 2025-й год на порядка 30%. При этом Литва увеличила квоту на поставки цемента в регион по железной дороге на 20 тыс. тонн к прошлому году», — сообщили в пресс-службе.

Таким образом, отметили там, учитывая складывающуюся ситуацию, Калининградская область будет вынуждена наращивать объемы перевозок грузов с основной территории страны и обратно морским транспортом.

На данный момент, как уточнили в пресс-службе, морские перевозки между Калининградской и Ленинградской областями обеспечивают от 28 до 30 судов. Однако накануне Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) определило на 2025-й год 41 компанию в качестве получателей субсидии на организацию морского «калининградского транзита».

Напомним: с лета 2022-го года на фоне санкций ЕС Литва сократила возможности для транзита товаров, материалов и сырья между Калининградской областью и основной частью России. Так, автомобильный транзит грузов, попавших в санкционные списки, в принципе запрещен, а железнодорожный — разрешен только в пределах квот.

Эти квоты, которые представляют собой среднее значение транзитного потока за последние три года по каждой номенклатурной группе, один раз в год пересматриваются. Поэтому ранее в Правительстве Калининградской области неоднократно призывали грузовладельцев, несмотря на возможность морского маршрута, по максимуму использовать эти квоты, чтобы на следующий год их если и сократили, то незначительно.

Однако каждый год разрешенный объем грузов для железнодорожного транзита по территории Литвы все равно уменьшается: в 2023-м году квоты снизили на 7%, а в 2024-м году — уже на 20%.

Таким образом, начиная с 2022-го года для т.н. «калининградского транзита» стали все чаще использовать морской транспорт, который, в отличие от железнодорожного и автомобильного, не попал под такие жесткие ограничения. Вернее, морской транспорт в целом остался единственной оптимальной альтернативой для организации перевозок санкционных грузов между Калининградской областью и основной частью России.

Правда, он обходится дороже, чем железнодорожный, вследствие чего в том же самом 2022-м году на федеральном уровне запустили специальную программу субсидирования, благодаря которой перевозчики могут выставлять льготные тарифы на свои услуги.

На текущий год общий объем финансирования на эту программу составит 4 млрд. рублей, однако не исключено, что в течение года программу дофинансируют, как это было в предыдущие годы.