В «Росморречфлоте» определили перевозчиков, которые получат субсидии на морскую доставку грузов в Калининградскую область
21 февраля 2025 г.10:10

«Росморречфлот»
«Росморречфлот» завершил отбор морских перевозчиков, которые могут рассчитывать на получение из федерального бюджета специальных субсидий на доставку товаров между Калининградской областью и основной частью России, а значит, устанавливать льготные тарифы на свои услуги. Как уточнили в пресс-службе ведомства, всего в перечень вошла 41 компания, между ними в течение 2025-го года распределят 4 млрд. рублей. Этот объем субсидий, кстати, более чем в два раза превышает ту сумму, которую изначально выделили на указанные цели в прошлом году. Видимо, в Правительстве РФ все-таки учли, что в прошлом году из-за нехватки средств проект пришлось несколько раз дофинансировать.
Напомним: субсидии на морскую доставку грузов между Калининградской областью и основной частью России ввели осенью 2022-го года. Они понадобились на фоне санкций ЕС и распространяются только на перевозку товаров под санкционными кодами, поскольку транзит несанкционных грузов по территории Литвы не воспрещен, а вот на транспортировку «санкционки» действуют свои ограничения.
Так, автомобильный транзит санкционных товаров по территории Литвы не допускается, а железнодорожный — возможен, но только в пределах квот — не более среднего объема за последние три года по каждой номенклатурной группе.
Как следствие, в таких условиях свободным от ограничений для доставки санкционных грузов между Калининградской областью и основной частью России остался именно морской транспорт, в то время как его использование обходится грузовладельцам дороже.
Чтобы сравнять стоимость морской и железнодорожной перевозки, в Правительстве РФ в свое время и ввели механизм субсидирования: перевозчики могут установить льготный тариф на свои услуги, а разница в цене им компенсируется из федерального бюджета. Однако рассчитывать на компесацию могут только те компании, которые прошли соответствующий отбор.
При этом в конкурсе в принципе могут участвовать все российские организации, осуществляющие морские перевозки грузов с использованием собственных или привлеченных морских судов, судов смешанного «река-море» плавания и автомобильно-железнодорожных паромов.
Всего на 2025-й год заявки подали 55 перевозчиков. Из них, как уже отмечалось, отбор прошла 41 компания.
««Росморречфлот» заключит соглашения с получателями субсидий, затем эти компании будут направлять в агентство установленный комплект подтверждающих документов, на основании которых и будут перечисляться средства», — уточнили в ведомстве.
И тут стоит сказать, что изначально получение субсидий было довольно сложно подтвердить, поскольку для этого требовался большой перечень документов о фактических расходах. Однако летом 2023-го года механизм субсидирования изменили, разрешив предоставление предварительных расчетов, а также установив фиксированные льготные ставки для каждого вида грузов.
В итоге, механизм субсидирования стал пользоваться большей популярностью и перевозчики начали выбирать весь объем выделенных средств.
Так, например, в 2024-м году изначально на субсидии морских перевозок между Калининградской областью и основной частью России было направлено 1,8 млрд. рублей, однако затем в течение года Правительству РФ пришлось делать еще несколько траншей, в результате чего общий объем субсидирования по итогам прошлого года составил 4,6 млрд. рублей.
В этом году между компаниями-перевозчиками изначально будут распределять 4 млрд. рублей, однако не исключено, что впоследствии механизм субсидирования еще дополнительно профинансируют.
«Такое субсидирование помогает укреплять транспортную связанность Калининградской области с основной частью страны и создавать базу для дальнейшего развития экономики», — заключил руководитель «Росморречфлота» Андрей Тарасенко.