Не успев вернуться: с этого года налог на движимое имущество отменен окончательно
4 января 2019 г.16:40
1-го января 2019-го года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, которые исключают движимое имущество из объектов налогообложения. К движимому имуществу относятся, в том числе, и транспортные средства.
Напомним: с 1-го января 2013-го года по 31-е декабря 2017-го года действовала введенная федеральным решением нулевая ставка по налогу на движимое имущество, приобретенное после 2012-го года. Как тогда предполагалось, льгота должна способствовать модернизации производства, автопарка и прочего, подпадающего под налогообложение.
Вместе с тем с 1-го января прошлого года льготу отменили. Считается, что возвращение налога «протащили» регионы (поступления от него шли не в федеральный, а в региональные бюджеты), чей суммарный долг перед Федерацией на тот момент превышал 2 трлн. рублей.
Единственное: предельную ставку по налогу ограничили до 1,1%. В 2019-м году, по планам, ее должны были поднять до 2,2%.
Однако в июне прошлого года Правительство выступило за полную отмену налога на движимое имущество. Как подчеркнул тогда первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, этот налог обременителен для бизнеса и сдерживает развитие и модернизацию отечественных предприятий.
Эксперты, в свою очередь, полагают, что решение об отмене налога приняли не столько из заботы о бизнесе, сколько из необходимости смягчить «удар» от повышения НДС: об исключении «платы» за возможность иметь в своей собственности движимое имущество в Правительстве заговорили сразу же после того, как Дмитрий Медведев высказался за увеличение НДС до 20%.
Так, в интервью ИА Regnum ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Аза Мигранян заметила, что отмену налога необходимо рассматривать как «балансирующую меру государственного регулирования, которая несколько сглаживает отрицательные эффекты при повышении других налогов».
Она также усомнилась в том, что отсутствие налога на движимое имущество подтолкнет транспортные компании к обновлению и расширению своего автопарка (средний возраст грузового автопарка, напомним, превышает 19 лет). По словам Азы Мигранян, на политику компаний прежде всего влияет экономическая ситуация в стране и уровень доходов.
Отметим, что в начале прошлого года продажи грузовых автомобилей, несмотря на «возвращение» налога, показывали небывалый рост. Так, в первом квартале грузовиков было продано на 43% больше, нежели в первом квартале 2017-го года.
Во втором полугодии динамика, правда, пошла на спад (в августе, например, продажи «просели» на 19% по отношению к 2017-му году). Однако в большей степени это было вызвано не особенностями налогообложения, а увеличением расходов перевозчиков из-за роста цен на топливо: около 30% себестоимости их услуг составляют как раз таки «топливные затраты».
Вместе с тем с полуторакратным повышением с 1-го января 2019-го года акцизов ситуация на топливном рынке продолжает оставаться далекой от стабильности.