Грузовики переориентируются на Турцию и Китай?
23 марта 2022 г.11:57
pxhere.com
В то время как существенно ограничен экспорт и импорт на европейском направлении, а в пунктах пропуска с польской стороны блокируют грузовики с российскими и белорусскими номерами, растет количество заявок на отправку грузов в сообщении с Турцией, Грузией, Азербайджаном и странами СНГ. Приоритетным остается и китайское направление. Правда, там ситуация на границе по-прежнему осложнена противоэпидемическими мерами, а многие китайские компании в сотрудничестве с Россией заняли выжидательную позицию, опасаясь попасть под западные санкции.
Так, по оценкам экспертов, по сравнению с мартом прошлого года в сегменте автомобильных грузоперевозок на 125% выросло количество заявок в направлении Турции, в сообщении с Грузией — на 66%, с Арменией — на 54%.
Наблюдается также рост грузопотока с Азербайджаном, Казахстаном, Таджикистаном и в принципе со странами СНГ. Увеличился (на 15%) и спрос на внутрироссийские перевозки, в то время как на европейском направлении он ожидаемо упал: с Литвой — где-то на 40%, с Финляндией — более чем на 55%.
Грузы в европейском сообщении продолжают доставляться, однако ситуация в этом сегменте довольно сложная: если по старым контрактам поставки еще более ли менее осуществляются, хотя и с усиленным таможенным контролем, то новые контракты — под вопросом. Кроме того, влияет обширный двусторонний перечень запрещенных для экспорта в Россию и из России товаров.
По некоторым позициям, как рассказывают участники рынка, нет четкого представления (можно ли их ввозить?) ни у бизнеса, ни у представителей таможенных органов. Кроме того, были и такие случаи, когда грузовик выезжал с разрешенным грузом на борту, а пока доезжал с ним до границы — груз уже попадал в санкционные списки.
В таких условиях логистические схемы в автомобильных грузоперевозках, скорее всего, будут переориентироваться на южное и восточное направление. Правда, на каждом из них сейчас есть свои проблемы, которые связаны в том числе и с пропускными возможностями границы.
Так, на границе с Грузией, где грузопоток за последний месяц вырос на 66%, функционирует только один пункт пропуска — «Верхний Ларс». При этом он находится в горах, что, естественно, сдерживает расширение пограничного перехода. В горах проходит и сама Военно-Грузинская дорога, из-за чего она часто, особенно в зимнее и в раннее весеннее время, закрывается для проезда грузовиков.
В результате, в «Верхнем Ларсе» регулярно наблюдаются заторы из фур. Тем более что именно через Грузию идут еще и машины на Армению и Турцию, грузопоток куда сейчас вырос на рекордные 125%.
Еще одним автомобильным выходом на Турцию является Азербайджан, однако и там сейчас, по сути, основной поток идет через пункт пропуска «Яраг-Казмаляр/Самур», который тоже работает на пределе пропускных возможностей.
Таким образом, переориентация грузовых потоков требует срочных мер по развитию инфраструктуры как минимум на границе с Азербайджаном и Грузией.
Правда, еще накануне, в начале февраля, власти Азербайджана для разгрузки пункта пропуска «Яраг-Казмаляр/Самур» обещали открыть в этом году таможенный пост «Ханоба» (с российской стороны — «Тагиркент-Казмаляр»).
Кроме того, и власти Чечни в очередной раз обратились с предложением на федеральный уровень достроить дорогу через их республику в Грузию (проект был заморожен в 1998-м году по инициативе грузинской стороны) и тем самым обеспечить дополнительный сухопутный выход на Турцию и страны Закавказья.
Однако возобновление этого проекта потребует времени. Тем более что необходимо достигнуть договоренностей с Грузией.
Что касается Китая, то грузопоток в этом направлении, по оценкам экспертов, за последний месяц, наоборот, несколько «просел» — приблизительно на 20% по сравнению с прошлым годом.
Впрочем, представители рынка считают, что скоро он должен стабилизироваться: на данный момент некоторые китайские компании с осторожностью относятся к сотрудничеству с российским бизнесом, ожидая развития ситуации и выстраивая новые финансовые схемы оплаты.
Вместе с тем на границе с Китаем инфраструктурные возможности тоже ограничены. Во-первых, в принципе нуждаются в модернизации пограничные переходы с российской стороны. Во-вторых, по-прежнему действуют жесткие противоэпидемические меры на въезд в Китай: перевозчикам разрешено только оставить прицеп/автомобиль на погрузку/разгрузку в приграничной зоне, после чего они опять должны за ним возвращаться.
В этом году должны открыть еще один сухопутный коридор в Китай через Амурскую область — через мост «Благовещенск-Хэйхэ». Правда, движение по этому мосту, строительство которого было завершено еще в конце 2019-го года, в течение последних месяцев уже неоднократно обещали запустить в самое ближайшее время, однако пока этого так и не произошло.
Если же в целом говорить о рынке грузовых перевозок, то в нынешней ситуации, как отмечают эксперты, наиболее стабильным является железнодорожный сегмент.