Из России могут открыть еще один транспортный коридор в Грузию и страны Закавказья

18 марта 2022 г.10:35

Из России могут открыть еще один транспортный коридор в Грузию

commons.wikimedia.org

Власти Чечни предлагают возобновить проект по строительству дороги в Грузию, которая может стать частью международного транспортного коридора «Север-Юг», способствуя росту грузопотока не только между Россией и Грузией, но и обеспечив дополнительный выход на Азербайджан, Иран и Турцию. По словам министра экономического, территориального развития и торговли Чечни Рустама Шаптукаева, сейчас власти республики прорабатывают этот вопрос. Проект потребует также строительства нового пограничного перехода между странами.

Отметим: на данный момент Грузию и Россию соединяет только одна дорога. Она проходит через Северную Осетию и «Верхний Ларс» и в снежное время года часто закрывается из-за неблагоприятных погодных условий, в результате чего на границе образуются многокилометровые заторы.

Сам пограничный переход «Верхний Ларс», находясь в горах, ограничен в своей пропускной способности, хотя и работает с превышением пропускных норм. Сейчас как раз проводится его реконструкция, однако из-за особенностей местности она не сможет значительно расширить возможности пограничного перехода.

При этом по транспортному коридору проходит большой поток грузовых автомобилей, следующих не только в Грузию, но и в Армению, Азербайджан и др. страны региона.

В свою очередь, строительство дороги из Чечни в Грузию началось еще в 1990-х годах, однако в 1998-м году по инициативе грузинской стороны проект был заморожен. Речь идет о трассе «Итум-Кали – Шатили»: она должна через Аргунское ущелье соединить Итум-Калинский район Чечни и Ахметовский район Грузии.

Участки дороги на этом пути уже есть, однако они нуждаются в расширении и реконструкции. Кроме того, необходимо строительство нового пункта пропуска на границе.

В 2019-м году власти Чечни уже поднимали вопрос о возобновлении проекта дополнительного транспортного коридора между Россией и Грузией. Президент РФ Владимир Путин в перспективе поддержал продолжение работ, однако на тот момент в практические планы строительство дороги не вошло.

Тогда, кстати, оно оценивалось в 4,8 млрд. рублей, а возведение пограничного перехода — в 723,3 млн. рублей.

Сейчас, по словам Рустама Шаптукаева, Правительство Чечни снова направило соответствующие предложения в федеральные органы власти. «Строительство этой дороги, бесспорно, позволит вывести торгово-экономические отношения России и Грузии на совершенно новый уровень, укрепит международные отношения между нашими странами, снизит транспортные издержки при поставке грузов из России в Армению, Азербайджан, Иран, Грузию и Турцию», — подчеркнул министр.

«При приведении дороги [«Итум-Кали – Шатили»] в соответствующую техническую категорию с необходимыми эксплуатационными качествами, она может быть включена в международный транспортный коридор «Север-Юг». С созданием соответствующей транспортной и социальной инфраструктуры дорога может быть использована как дополнение или альтернатива Военно-Грузинской дороге, что будет способствовать бесперебойности грузоперевозок в направлении Грузии и Армении», — отметил Рустам Шаптукаев.

Он уточнил, что регион готов сразу же возобновить работы по проекту, однако для этого необходимо достижение договоренности с грузинской стороной.