Вместо транспондеров — «умная» дорога: как будет эволюционировать оплата проезда по платным дорогам
14 ноября 2018 г.00:30
Автодор
В ходе сессии «Прогрессивные технологии взимания платы» на V Международной конференции «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети автомобильных дорог РФ. Современные тенденции развития» эксперты заглянули в будущее и рассказали, как будут эволюционировать способы оплаты для большего удобства и удешевления работы системы.
По мнению генерального директора «Казань-Телематики» Марселя Нигметзянова, будет четыре этапа.
1. С барьерной системой.
2. «Свободный поток».
3. Оплата в мобильном приложении.
4. Внедрение умных дорог.
Первый этап — нынешний. Для движения по скоростному участку требуется проезд через Пункт взимания платы (ПВП) со шлагбаумом. Даже при оплате не наличными, а с помощью транспондера, необходимо уменьшить скорость до 25-30 км/час, что снижает пропускную способность участков и создает некоторые неудобства для водителей.
Действующая система все время трансформируется, например появилась интероперабельность — возможность использовать любой транспондер на участках всех операторов, эта задача имела сложное решение. Но на замену этой системе уже скоро придут еще более современные.
«Свободный поток», или система Free flow, — это взимание платы без шлагбаумов. На дорогах устанавливаются П-образные «рамки», на которых закреплены камеры, лазерные и прочие датчики, маяки и антенны. Они распознают государственный номер (не только передний, но и задний), определяют категорию транспортного средства, а оплата списывается с лицевого счета, «привязанного» к государственному номеру или транспондеру.
Такой способ взимания платы уже используется в ряде стран — в США, Канаде, Великобритании, Сингапуре, Норвегии, а также опробован в России — на специальном полигоне в Казани и на трассе М-4 «Дон».
Первой дорогой в нашей стране, где будут использовать систему Free flow, станет ЦКАД.
На пути «Свободного потока» в России стоит только несовершенство законодательства. Сейчас не предусмотрены штрафные санкции за проезд без оплаты по платному участку, законопроект пока проходит согласования. А без введения наказаний владелец дороги не сможет обеспечить собираемость платы.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Григорий Волков озвучил такие данные: при отсутствии наказания за неоплату добровольно оплачивать будут только 30% пользователей, при работающей системе не оплачивают уже примерно 8% и лишь 3% водителей можно отнести к принципиально недисциплинированным, то есть не оплачивающим никогда.
Таким образом, введение за такое нарушение штрафа, который будет взиматься в пользу не владельца дороги, а бюджета, позволит сделать безбарьерный проезд возможным. Введение «Свободного потока» снизит затраты на дороги, устранит аварийность на ПВП, ускорит движение потока и увеличит пропускную способность дорог. Но и это не идеальный способ.
Следующий этап — мобильное приложение пользователя дорог — позволит распознавать машину и «привязать» к нему средство электронного платежа. Автомобилисту будет еще проще контролировать свои финансы и планировать поездки.
Финальный этап — «умная» дорога. Специальная электронная платформа объединит полностью оцифрованную дорогу, интеллектуальную транспортную инфраструктуру и подключенный транспорт. Одновременно с регистрацией машины ей присваивают индивидуальный ID, дальнейшие распознавания категории транспортного средства, участка проезда уже не требуются, все сведения открыты для системы, взимание платы будет происходить полностью автоматически.
Те дороги, которые были ранее оборудованы Пунктами взимания платы и шлагбаумами, постепенно будут модернизированы, а на местах нынешних ПВП появятся объекты инфраструктуры и придорожного сервиса, утверждает управляющий директор «Агентства по технологическому развитию» Дмитрий Булавин.
«Здесь присутствуют представители компаний, которые уже имеют готовые решения прогрессивных способов взимания платы. Это вселяет оптимизм, главное — чтобы законодательная база помогла не тормозить внедрение новых интеллектуальных технологий», — подвел итог модератор сессии — директор Департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем Государственной компании «Автодор» Игорь Антропов.