Эксперты: от введения обязательной маркировки товаров может пострадать малый бизнес

17 декабря 2019 г.14:12

От обязательной маркировки товаров может пострадать малый бизнес

Введение обязательной маркировки на ряд категорий товаров может привести к сокращению малого бизнеса. Об этом заявили опрошенные ТАСС эксперты бизнес-объединений.

На данный момент в России введена маркировка для нескольких видов товаров.

В частности, с 1-го марта 2019-го года она стала обязательной для табачных изделий, с 1-го декабрядля парфюмерной продукции, фотокамер, шин, некоторых предметов одежды. Сейчас, кроме того, проходят эксперименты по маркировке лекарств и молочной продукции.

Предполагалось, что маркировка лекарств станет обязательной с 1-го января 2020-го года, однако на прошлой неделе в результате принятия соответствующих поправок Государственной Думой сроки перенесли на 1-е июля 2020-го года.

В свою очередь, обязательная маркировка на некоторые виды молочной продукции вступит в силу с 1-го июня 2020-го года.

Когда маркировка действительно необходима

Существуют категории товаров, которым действительно необходима маркировка для того, чтобы избавить рынок от подделок и контрафакта, считает председатель комитета по торговле «Деловой России» Алексей Федоров. По его мнению, это — табачные изделия, алкоголь и лекарства.

«Это три группы, где действительно есть контрафакт, и маркировка сможет вывести на чистую воду большое количество игроков», — подчеркивает Алексей Федоров. Введение же маркировки для других видов продукции, полагает он, ставит в невыгодное положение российских производителей и импортеров.

«У нас с вами есть трансграничная торговля, когда каждый гражданин РФ может заказать любую обувь, любую одежду или любую электронику на зарубежных сайтах и получить их в России практически не выплачивая никакие налоги и пошлины, и, конечно, эти товары не будут подлежать никакой маркировке, — объясняет представитель «Деловой России». — И этот факт в очередной раз ставит в неконкурентное, невыгодное положение российских производителей и российских импортеров, потому что любой российский гражданин, заходя на сайт Aliexpress или Amazon заказывает тот же самый товар без всякой маркировки».

«Маркировка стоит определенных денег для ритейлеров, — подчеркивает Алексей Федоров. — Поскольку сам знак стоит денег и обработка знака также стоит денег».

Точки роста для малого и среднего бизнеса

Вместе с тем директор департамента общего бизнес-анализа Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) (оператора системы маркировки) Вера Волкова, наоборот, считает, что проект по обязательной маркировке благодаря цифровизации позволит создать точки роста для малого и среднего бизнеса (МСБ).

«Важно, что для представителей МСБ уже создано огромное количество простых решений, позволяющих свести практически на нет расходы на адаптацию к работе в системе. После перехода к маркировке они получат добросовестную конкуренцию, единые и справедливые правила работы, а также защиту репутации, которая может пострадать от продажи нелегального товара или от подделки их собственных брендов», — объясняет Вера Волкова.

В пресс-службе ЦРПТ, в свою очередь, уточняют, что на производствах и у крупных импортеров есть оборудование для нанесения этикеток, которое можно использовать для нанесения маркировки.

«Подготовить необходимое ПО — тоже простая задача, практически бесшовная с точки зрения операционных процессов компаний, все это они уже делают, нанося различную информацию на упаковку своей продукции, нанося штрихкоды и др. элементы», — отмечают в пресс-службе.

В ЦРПТ, кроме того, подчеркивают, что процесс маркировки продукции разработан максимально удобным с точки зрения работы пользователя. «В едином личном кабинете на сайте Честныйзнак.рф доступна вся необходимая функциональность, от описания товара и заказа кода маркировки до продажи. Более того, в системе разработаны механизмы, используя которые, компании могут интегрировать с ней все свои учетные процессы, минимизируя затраты на свои текущие процессы», — добавляют в пресс-службе.

На руку крупным компаниям

В то же время Алексей Федоров полагает, что кому и может быть выгодна обязательная маркировка, так это крупным компаниям: у них есть средства для установки программного обеспечения, технического оборудования и обучения своих сотрудников, у малого бизнеса таких возможностей нет. В пример представитель «Единой России» приводит производителей и импортеров электроники и бытовой техники.

«Понятно, что огромное количество небольших бизнесов будет закрыто, потому что они не смогут выполнить закон о маркировке, не смогут быстро установить считыватели, и мы понимаем, что все, что касается электроники и бытовой техники, никаких маленьких игроков вообще не останется», — указывает он.

Маркируемая продукция продолжит дорожать

Председатель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский отмечает, что некоторые отрасли и рынки и без того достаточно зарегулированы, вследствие чего введение обязательной маркировки товаров будет излишней мерой. Кроме того, в самом процессе маркировки могут допускаться ошибки как на начальном этапе, так и в дальнейшем.

«Работа с системой предполагает наличие в штате IT-специалиста, а такие профессионалы очень дорогие. Естественно, само по себе оборудование, программное обеспечение, программные пакеты, взаимодействие с контролирующими органами через эту систему — все это затраты. Из-за маркировки могут вырасти цены на товары. Однако поскольку виды маркируемой продукции разные, то и изменения цены будет различаться — от 2% до 7% как минимум», — полагает Алексей Каневский.

По его мнению, маркируемая продукция продолжит дорожать из-за увеличения издержек, а предпринимателям придется приспособиться к новым условиям рынка.

О маркировке

Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукции: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.

К 2024-му году в России должны создать единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров. Ее оператором будет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), созданный на основе государственно-частного партнерства.

Ранее, в начале ноября этого года, «Деловая Россия» направила обращение министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову с просьбой отсрочить введение обязательной маркировки технически сложных товаров на 2024-й год, мотивируя предложения тем, что на рынке бытовой техники, электроники и строительного электроинструмента доля незаконного оборота продукции «практически отсутствует».

Как уточнил Алексей Федоров, официального ответа от Министерства промышленности и торговли в адрес «Деловой России» пока не поступало, однако в самом министерстве ранее сообщали, что ведомство пока не планирует идти на такой шаг, а все решения, в том числе по срокам введения обязательной маркировки, принимаются по итогам обсуждения совместно с федеральными органами исполнительной власти и бизнес-сообществом.