Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

С 1 марта в России началось внедрение обязательной маркировки табачных изделий

1 марта 2019 г.15:33

С 1 марта в России началось внедрение обязательной маркировки табачных изделий

Алексей Мальгавко/РИА «Новости»

С 1-го марта 2019-го года в России началось внедрение обязательной цифровой маркировки табачных изделий, сообщает ТАСС. Основной целью маркировки, которая до этого проходила в форме эксперимента, является повышение прозрачности рынка и снижение доли контрафакта.

В России продажа сигарет с цифровой маркировкой стартовала в апреле 2018-го года. Производители наносят на пачку сигарет сгенерированный специальными средствами цифровой код (электронный точечный двухмерный код в формате Data Matrix), с помощью которого прослеживается путь пачки от производителя до потребителя. Таким образом контролирующие государственные органы могут получить доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции, а также к данным о сгенерированных кодах и их передвижениях.

По просьбе участников рынка внедрение маркировки для более плавного перехода разделено на этапы: с 1-го марта 2019-го года участники оборота регистрируются в системе, с 1-го июля все российские табачные фабрики в обязательном порядке переходят на производство сигарет с цифровой маркировкой, а розница начинает передавать информацию о продаже маркированных сигарет в систему. Параллельный оборот сигарет с цифровым кодом и без него допускается в нашей стране до 1-го июля 2020-го года, после чего розничная продажа немаркированных сигарет будет запрещена, а оптовое звено начнет передавать в систему универсальные электронные документы.

Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Как пояснил заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов, сейчас в системе зарегистрировано более 2 тыс. 127 участников, в том числе 15 производителей (Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и др., выпускающие 99% продукции), 29 оптовиков (включая крупнейших дистрибьюторов СНС и Мегаполис: через них реализуется более 88% продукции) и более 2 тыс. организаций розничной торговли (в том числе крупнейшие сети — X5 Retail Group, Metro C&C, «Лента», «Магнит», «Дикси»), подключены более 5 тыс. онлайн-касс.

«Система полностью готова к подключению всех участников, выделены технические мощности, обеспечена необходимая безопасность системы», — сказал Реваз Юсупов.

По мнению производителей, переход на цифровую маркировку сигарет не спровоцирует удорожание табачной продукции для конечного потребителя, поскольку основным фактором, определяющим рост стоимости табачной продукции в рознице, является ежегодное увеличение ставки акциза, который в январе 2019-го года был поднят на 10%. На этом фоне цена кода не является существенным фактором роста стоимости сигарет, уверены производители.

По данным исследовательского агентства Nielsen, в период с 2015-го по 2018-й год рынок нелегальных сигарет в России вырос в 8 раз и к концу прошлого года увеличился до 8,4%. Половину всего объема нелегальных сигарет составляет продукция, произведенная в странах Евразийского экономического союза, в первую очередь в Беларуси, и продаваемая в России без уплаты российского акциза. Еще четверть нелегального рынка — продукция мелких табачных производств: их доля по итогам 2018-го года достигла 2% российского рынка. Доля контрабандных сигарет из стран дальнего зарубежья, по данным экспертов, увеличилась с 0,7% до 1,1%.