Эксперты не ожидают массовой безработицы среди продавцов и водителей в ближайшие 10 лет

5 августа 2019 г.17:29

Эксперты: массовой безработицы среди водителей в России не будет

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»

Массовой безработицы среди продавцов, водителей и охранников в ближайшие 10 лет в России не будет. Причина — низкие темпы внедрения цифровых технологий и дешевая рабочая сила. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее, отметим, член комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин заявил агентству «Ура.ру», что порядка 15 млн. россиян низкой профессиональной квалификации в будущем могут оказаться невостребованными в профессии, добавив, что речь идет о продавцах, охранниках и водителях.

«Мы должны понимать, что это не перспектива ближайших 5-10 лет. За этот период времени в таком случае должна поменяться вся инфраструктура. Поэтому никаких революционных трансформаций не будет в одночасье», — заявил ТАСС в понедельник, 5-го августа, проректор Академии труда и социальных отношений (АТиСО), бывший заместитель главы Министерства здравоохранения РФ Александр Сафонов.

Самый главный фактор, который тормозит внедрение роботов, является их себестоимость, отметил собеседник агентства. «Пока у нас рабочая сила дешевая, ни о каких роботах говорить не приходится», — добавил он.

Вместе с тем Александр Сафонов напомнил, что сейчас крупные торговые сети внедряют кассы самообслуживания, крупные компании разрабатывают беспилотные автомобили, растет доля интернет-торговли, поэтому у низкоквалифицированных специалистов со временем все-таки может поменяться формат работы.

Развитие экономики

В пресс-службе ВНИИ труда также согласились, что профессии со временем могут трансформироваться.

«Это нормальный исторический процесс, который происходит в экономике любой страны. На разных исторических этапах он был связан с механизацией, затем автоматизацией, сейчас — с цифровизацией. Суть его заключается в том, что часть выполняемых рабочих функций передаются машинам, роботам, искусственному интеллекту, которые во многих случаях помогают производить товары и услуги с большей эффективностью», — пояснили в институте.

Между тем на сегодняшний день профессии водителей, продавцов и охранников входят в число наиболее востребованных, напомнили в ВНИИ труда.

Низкооплачиваемая работа

«Сейчас очень много спекуляций на тему того, как повлияет цифровизация и автоматизация на рабочие места. На самом деле все эти рассуждения не основаны ни на каких экономических расчетах», — заявил руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов.

По его словам, в тех странах, где уровень цифровизации достаточно высокий, наблюдается не уменьшение рабочих мест, а их увеличение. При этом сокращаются высокооплачиваемые рабочие места и увеличиваются низкооплачиваемые.

«Как раз низкодоходные, низкопроизводительные, малооплачиваемые места растут. И это на самом деле даже большую угрозу представляет с точки зрения цифровизации и роботизации. То есть людей выталкивают в сферу услуг, сектор торговли, где ниже зарплаты и квалификация», — добавил Олег Соколов.

Беспилотные автомобили

На данный момент в двух регионах России — в Москве и Татарстане — только проходят эксперименты по тестированию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Эксперимент, по планам, должен завершиться 1-го марта 2022-го года, и лишь после этого будет рассматриваться возможность регулярной эксплуатации беспилотного транспорта.

Первые автомобили — «самоуправляемые» такси «Яндекс» — выехали на улицы Москвы 20-го июня. К концу года их количество должно увеличиться до 100.

Тестирование грузовых автомобилей на дорогах общего пользования в России прошло лишь однажды — еще перед открытием Крымского моста. Тогда автомобиль «КамАЗа» проехал порядка 10 км со скоростью 40 км/ч по прямому отрезку подхода к переправе через Керченский пролив, что больше напоминало опцию круиз-контроль.

Вместе с тем даже при условии полноценного внедрения беспилотных автомобилей в стране первые несколько лет все равно будет обязательным присутствие в кабине водителя-оператора.