Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Дифференциацию тарифа ОСАГО в зависимости от стиля вождения могут отложить

12 ноября 2019 г.14:52

Дифференциацию тарифа ОСАГО в зависимости от стиля вождения могут отложить

Пресс-служба Совета Федерации РФ

Дифференциацию тарифа ОСАГО в зависимости от стиля вождения могут отложить. Точно так же дополнительной проработки требует вопрос четырехкратного, до 2 млн. рублей, повышения максимальной суммы выплат за ущерб жизни и здоровью. По крайней мере, на прошедших в пятницу, 8-го ноября, парламентских слушаниях по ОСАГО заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев заметил, что эти положения следует включить в отдельные законопроекты. Вместе с тем он подчеркнул, что вопрос отмены территориального коэффициента уже решен окончательно.

Напомним: сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится разработанный Министерством финансов законопроект, который должен продолжить реформирование системы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) с тем, чтобы цена полиса в большей мере зависела от индивидуальных качеств водителя, нежели от каких-то других, сторонних, факторов.

Так, среди прочего документ наделяет страховщиков правом выбирать для каждого клиента базовую ставку в зависимости от его стиля вождения и количества допущенных в течение года нарушений ПДД. В качестве последних учитывались бы превышение скорости, выезд на встречную полосу и проезд на красный свет, причем только те, которые были бы зафиксированы непосредственно инспектором ДПС.

Для определения стиля вождения, в свою очередь, предполагалось использовать специальные телематические устройства: их установка в транспортное средство была бы добровольной для каждого клиента страховой компании.

При этом законопроект вообще не уточнял порядок и условия применения телематических устройств, то, за счей счет они будут устанавливаться, как отказ от их использования может (и может ли?) отразиться на стоимости полиса, насколько показатели стиля вождения могут уменьшить или увеличить конечную цену полиса. В своей нынешней версии документ, в принципе, не предусматривает, что данные по стилю вождения и нарушениям ПДД будут соответствовать определенным коэффициентам, предельные значения которых устанавливались бы Центробанком.

В тексте законопроекта лишь указывается, что страховщики в границах тарифного коридора сами выбирают базовую ставку и что при этом они могут учитывать перечисленные факторы.

То есть: они сами будут решать, какой будет ставка, если за год, например, зафиксированы три факта превышения скорости и один — выезд на встречку, и как она изменится, если при таком же количестве нарушений ПДД вместо выезда на встречку водителя поймали проезжающим перекресток на красный свет.

Точно так же на откуп страховщикам (вернее — их профессиональному объединению, Российскому союзу автостраховщиков) отдаются правила применения телематических устройств.

В Министерстве финансов рассчитывали, что такая свобода страховых компаний (по сути, право самостоятельно устанавливать некоторые коэффициенты) и обеспечит гибкость и индивидуализацию тарифов ОСАГО. Однако ранее именно это положение в конце сентября раскритиковали в Государственной Думе, указав, что подобное может действовать при добровольном, а не обязательном страховании.

Позже назначенное на 15-е октября первое чтение законопроекта и вовсе отложили.

Цена полиса и страховая сумма

Спорным оказалось и повышение страховой суммы за ущерб жизни и здоровью.

Сейчас ее пределы в ОСАГО ограничены 500 тыс. рублей, в то время как при страховании на общественном транспорте максимальные выплаты могут достигать 2 млн. рублей.

И хотя, в целом, эксперты и законодатели считают справедливым уравнивание размеров компенсаций, они опасаются, что резкое, сразу в 4 раза, увеличение выплат по ОСАГО спровоцирует и рост тарифов: страховщики попытаются компенсировать свои потенциально возросшие расходы.

В связи с этим в конце октября появилась информация о том, что предел страховой суммы могут оставить прежним. Сейчас же, как следует со слов вице-спикера верхней палаты парламента Николая Журавлева, размер компенсаций все-таки могут увеличить, однако этапы повышения пропишут в отдельном законопроекте.

Еще один спорный вопрос

Вместе с тем ранее в «Единой России» выделили еще один неоднозначный аспект реформирования ОСАГО — отмену с 1-го января 2020-го года коэффициента территории преимущественного использования автомобиля.

В свою очередь, Министерство финансов, Центробанк и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не исключали, что в конечном варианте законопроекта этот коэффициент могут все-таки оставить, поскольку для сельской местности он сейчас, как правило, является понижающим, а потому обеспечивает некоторое уменьшение цены ОСАГО. Отказ от него грозит ростом тарифов для жителей небольших населенных пунктов, чьи средние доходы уступают доходам в больших городах.

Однако Николай Журавлев в ходе прошедших парламентских слушаний заявил, что отмена территориального коэффициента — это уже окончательно решенный вопрос.

Что же тогда останется в реформе?

Таким образом, если положения о влиянии стиля вождения на размер тарифа и о повышении максимальной страховой суммы перенесут в отдельные законопроекты, то в подготовленном варианте реформы останется, главным образом, три нововведения:

  • отмена с 1-го января 2020-го года коэффициента территории преимущественного использования автомобиля;
  • исключение с 1-го октября 2020-го года коэффициента мощности автомобиля;
  • право страховщиков с 1-го января по 30-е сентября 2020-го года на 40% увеличивать установленную Центробанком максимальную базовую ставку и на столько же уменьшать минимальную, а начиная с 1-го октября 2020-го года — уже на 30% отклоняться от границ тарифного коридора.

Причем не факт, что указанные даты останутся прежними. Поскольку вариант реформы вызвал много споров, а первое чтение законопроект все еще не назначено.