«Арктический экспресс» убыл до следующей навигации
14 ноября 2025 г.15:18

Пресс-служба ФТС РФ
Сервис «Арктический экспресс №1» по доставке по Северному морскому пути грузов из КНР в порты Архангельска и Мурманска прекращает свою работу до навигации 2026-го года, следует из сообщения Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Всего за навигацию 2025-го года по маршруту было перевезено более 300 тыс. тонн грузов, доставленных тремя балкерами и двумя контейнеровозами. Таким образом, Россия и Китай продолжают осваивать Северный морской путь, который обеспечивает кратчайшее расстояние транспортировки товаров. Однако использование этого маршрута существенно ограничивается коротким периодом навигации. Сделать движение по Северному морскому пути круглогодичным может специальный флот высокого арктического класса, строительство которого пока не началось.
Напомним: совместный с Китаем проект «Арктический экспресс №1» запустили в августе прошлого года. Он главным образом нацелен на освоение Северного морского пути.
Основной маршрут между китайскими портами и портом Архангельска в рамках сервиса проходит именно по этому транспортному коридору. Из порта Архангельска в другие регионы страны товары, как правило, доставляются по железной дороге.
В этом году первое судно «Арктического экспресса» прибыло в Архангельск в середине августа. Планировалось, что всего в течение навигационного сезона по проекту будет выполнено до 20 судозаходов.
Однако, как рассказали в ФТС России, всего за время навигации в порт Архангельска зашло два контейнеровоза из КНР.
«На борту находились запчасти и комплектующие для сборки автомобилей. Обратно в Китай данные сухогрузы убыли из морского порта Архангельск с такими товарами, как пиломатериалы, целлюлозно-бумажная продукция и никелевый концентрат», — уточнили в ведомстве.
При этом к освоению Северного морского пути еще подключился и порт Мурманска.
«По результатам навигации 2025-го года по Северному морскому пути проследовали и прибыли в морской порт Мурманск три балкера, которые доставили генеральные грузы. Часть грузов этими судами доставлена в порт Калининград и Большой порт Санкт-Петербург», — добавили в Федеральной таможенной службе.
Всего же в портах Мурманска и Архангельска за период летне-осенней навигации по Северному морскому пути было оформлено более 300 тыс. тонн товаров.
Подчеркнем: Китай действительно заинтересован в развитии Северного морского пути, поскольку именно этот транспортный коридор обеспечивает кратчайший маршрут для сообщения с европейскими портами. По сравнению с основным морским маршрутом через Суэцкий канал, этот логистический путь дает двукратное преимущество по срокам доставки товаров.
Осенью этого года Китай уже протестировал транспортный коридор: судно вышло из порта Нинбо и, пройдя по Северному морскому пути, за 20 дней достигло британского порта Феликстоу.
Правда, для полноценного использования логистического маршрута необходимо продлевать сроки навигации, а для этого требуется специальный флот высокого арктического класса.
Ранее Россия в лице «Ростатома» и Китай в лице компании NewNew Shipping (это как раз таки она занимается реализацией проекта «Арктического экспресса») заключили соглашение о создании такого флота. Правда, первое судно в лучшем случае смогут спустить на воду только в 2027-м году.
