Десятиминутный норматив таможенного досмотра грузовиков обеспечат в пяти пунктах пропуска

3 декабря 2025 г.16:38

Таможенный досмотр грузовиков в 10 минут обеспечат в пяти пунктах пропуска

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»

Как следует из сообщения Министерства транспорта РФ, в следующем году 10-минутный норматив таможенного досмотра грузовиков смогут обеспечить только в пяти пунктах пропуска на российской границе, хотя всего к 2030-му году таких переходов должно быть 25, а в целом в перечне приоритетных числится 55 пунктов пропуска. В каких именно автомобильных переходах ускорят таможенный досмотр на первом этапе, пока не уточняется. Однако можно предположить, что это будут пункты пропуска, которые входят в китайское направление и в транспортный коридор «Север-Юг». Основной мерой при этом станет внедрение специальных инспекционно-досмотровых комплексов, позволяющих сканировать грузовые автомобили в движении.

«Минтрансом и государственными контрольными органами согласована «дорожная карта» по реализации поручения президента о сокращении времени досмотра грузовых транспортных средств до 10 минут. Она содержит как инфраструктурные мероприятия, так и работу над нормативно-правовой базой, которая ведется совместно с Советом Федерации. В следующем году планируется обеспечить 10-минутный норматив досмотра в 5 пунктах пропуска через государственную границу», — рассказал министр транспорта РФ Андрей Никитин в ходе рабочей встречи с руководителем Федеральной таможенной службы Валерием Пикалёвым.

Напомним: еще в феврале прошлого года президент РФ Владимир Путин поручил сократить время таможенного досмотра грузовиков на границе до 10 минут.

Чуть позже в Федеральной таможенной службе рассказали, как именно они рассчитывают исполнить поручение главы государства. Так, в частности, основной мерой должно стать внедрение современных портальных инспекционно-досмотровых комплексов, которые позволяют сканировать транспортные средства без остановки их движения.

На данный момент такое оборудование уже тестируется в пунктах пропуска «Маштаково» и «Петухово» на границе с Казахстаном, в МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем и в МАПП «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном.

Как следствие, можно предположить, что именно эти пограничные переходы и войдут в число тех пунктов пропуска, где 10-минутный таможенный досмотр будет обеспечен в первую очередь — уже в течение следующего года.

Тем более что они действительно находятся на приоритетных сейчас для России логистических направлениях — на китайском направлении и в створе международного транспортного коридора «Север-Юг».

Всего же к 2030-му году ускоренный таможенный досмотр можно будет пройти в 25 пунктах пропуска на российской границе, уточнил глава ФТС России Валерий Пикалёв.

Помимо установки специальных инспекционно-досмотровых комплексов, ключевым инструментом также станет внедрение технологий интеллектуального пункта пропуска.

Это — современный комплекс технических и информационных систем, позволяющий осуществлять автоматический сбор, хранение и анализ информации о лицах, транспортных средствах и грузах, пересекающих государственную границу. Он обеспечит не только сокращенный таможенный досмотр, но в целом повысит прозрачность таможенных и других процедур.

На данный момент механизм уже тестируется в МАПП «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном. В июне этого года с применением системы интеллектуального пункта пропуска там провели экспериментальное моделирование проезда одного транспортного средства, с 1-го декабря приступили к моделированию в потоковом режиме.

Кроме того, для обеспечения комфортного пересечения границы в принципе проводится реконструкция приоритетных пунктов пропуска и расширяется система электронной очереди для грузовиков.

Если в сентябре 2023-го года забронировать заранее дату и время пересечения границы можно было в трех автомобильных переходах (МАПП «Забайкальск», МАПП «Бугристое» и МАПП «Чернышевское»), то сейчас система действует еще в двух пунктах пропуска — МАПП «Тагиркент-Казмаляр» и МАПП «Верхний Ларс».

«Внедрение этих мер позволит сократить время пересечения государственной границы, уменьшить транспортные издержки для перевозчиков, а также увеличить грузопоток и ускорить темпы международной торговли», — подчеркивают в Министерстве транспорта РФ.