От строительства Северо-Сибирской железной дороги могут отказаться
3 декабря 2025 г.12:28

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Правительство РФ посчитало нецелесообразным строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, сообщает издание «Коммерсантъ» со ссылкой на своего источника. По словам источника, накануне вице-премьер РФ Виталий Савельев направил соответствующее письмо главе государства Владимиру Путину, в котором предлагается отказаться от реализации проекта. Основной причиной пересмотра планов называется высокая стоимость строительных работ — порядка 50 трлн. рублей. Правда, Северо-Сибирская железная дорога должна была не только соединить между собой сибирские регионы и снять нагрузку с Транссибирской магистрали. Предполагалось, что она откроет выход (в том числе и Китаю) на Северный морской путь и станет частью масштабного Трансарктического транспортного коридора.
«Правительство посчитало нецелесообразным строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали — участков от Нижневартовска до Белого Яра и от Таштагола до Урумчи в КНР. Об этом ... вице-премьер Виталий Савельев в письме сообщил президенту РФ Владимиру Путину», — сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на своего источника.
Основной причиной отказа является высокая стоимость проекта — порядка 50 трлн. рублей, обусловленная особенностями той местности, по которой должна была проходить железная дорога.
Напомним: еще осенью 2023-го года президент РФ Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.
Предполагалось, что дорога протяженностью около 2 тыс. км пройдет от Сабетты до Нижневартовска, а затем через населенные пункт Белый Яр в Томской области и Таштагол в Кемеровской области выйдет на Республику Алтай, открыв через территорию Монголии доступ к китайскому Урумчи.
При этом одновременно планировалось провести и альтернативную ветку через Тыву, возобновив таким образом еще и проект железной дороги «Курагино-Кызыл», строительство которой началось в 2011-м году, однако тогда же после прокладки 1 км железнодорожной линии и остановилось.
Ожидалось, что Северо-Сибирская железнодорожная магистраль станет альтернативным маршрутом для вывоза сибирского сырья, сняв часть нагрузки с действующих на восточном направлении железных дорог (БАМа и Транссиба).
Однако также она должна была обеспечить Китаю выход на Северный морской путь и в принципе заложить основы для создания в России масштабного Трансарктического транспортного коридора.
Самое интересное, что о пересмотре планов по созданию Трансарктического транспортного коридора пока не сообщалось. Наоборот, в сентябре этого года Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме, подчеркнул особую важность нового логистического маршрута, который обеспечит определенную независимость России от санкционных ограничений и даст Китаю и другим странам Азии более короткий выход на рынки Европы.
При этом в Трансарктический коридор, помимо самого Северного морского пути, должны также войти все автомобильные и железнодорожные подходы к арктическому побережью.
Однако на данный момент реализация уже двух таких проектов поставлена под сомнение: если сейчас пересматривают планы по строительству Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, то ранее заявлялось о приостановке проекта Северного широтного хода, хотя эта железная дорога должна была вести к портам Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
