Перевозчики из ЕС начнут перегружаться на российской границе с 10 октября
3 октября 2022 г.09:42
Итак, автомобильным грузоперевозчикам из ЕС все-таки запретят въезд вглубь России. Премьер-министр Михаил Мишустин уже подписал соответствующее Постановление Правительства РФ. Новые правила вступят в силу с 10-го октября и будут действовать как минимум до конца года. Они разрешают грузовикам из ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины въезжать только в приграничную зону России, чтобы оставить там груз или прицеп. Правда, предусмотрен довольно широкий перечень товаров, на доставку которых вводимый запрет распространяться не будет.
Отметим: вводимый с 10-го октября запрет станет ответом на санкции ЕС, действующие еще с апреля этого года. Однако если Беларусь, на чьих автомобильных грузоперевозчиков санкции тоже распространяются, приняла свои ответные меры буквально через неделю после того, как регламент ЕС вступил в силу, то Россия все это время не спешила с ответом.
В частности, Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство сельского хозяйства выступали против ограничений для перевозчиков из ЕС, опасаясь, что такой запрет сорвет поставки в страну социально значимых товаров, а сами российские перевозчики, несмотря на то что в целом поддерживали ответные меры, поскольку в условиях санкций остались без работы на европейском направлении, сомневались в том, что приграничная инфраструктура России способна выдержать повышенную нагрузку в виде массовой перецепки или перегрузки.
В результате, ответные меры на санкции ЕС в течение полугода оставались под вопросом.
Что же произойдет с 10 октября?
С 10-го октября этого года грузовики, зарегистрированные в странах ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины, смогут въехать только в приграничную зону России, чтобы оставить там груз или прицеп. Далее этот груз или прицеп заберет уже российский или белорусский перевозчик, чтобы доставить его непосредственно в пункт назначения.
Запрет на въезд вглубь России будет действовать как на доставку грузов в регионы страны, так и на транзитные перевозки. Правда, на некоторые виды перевозок он все же распространяться не будет.
Так, исключением станут международные почтовые отправления, перевозки грузов в Калининградскую область или из нее, а также доставка довольно широкого перечня товаров.
Например, без перецепки/перегрузки в приграничной зоне можно перевозить продукты (мясо, рыбу, молочную продукцию, продукты животного происхождения, овощи, корнеплоды, фрукты и орехи, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки и др.), табачные изделия, фармацевтическую продукцию, удобрения, продукцию химической промышленности (лаки и краски, эфирные масла, моющие и чистящие средства и пр.), керамические изделия и изделия из стекла, бумагу и картон, средства наземного транспорта (кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава), электрические машины и оборудование, музыкальные инструменты, а также ядерные реакторы.
Полный перечень исключений можно найти в приложении №1 к постановлению.
Стоит отметить, что российский перечень исключений гораздо шире белорусского. В Беларуси без перецепки/перегрузки на границе разрешена только доставка живых животных, готовых лекарственных средств и сырья для их производства, медицинских изделий и запасных частей к ним, крови, органов и тканей человека, передвижение автовозов, а также крупногабаритных транспортных средств, если в последнем случае технологические особенности перевозки не позволяют выполнить перегрузку или перецепку.
При этом для автомобильных грузоперевозчиков из т.н. «недружественных» стран предусмотрен своеобразный семидневный переходный период. То есть транспортным средствам, которые на момент 10-го октября, когда принятое постановление вступит в силу, будут находиться в России, дается еще семь дней на то, чтобы они покинули территорию РФ.
Кроме того, документом вводятся ограничения на заправку топливом иностранных грузовых автомобилей: при выезде из России объем топлива в их баках не должен превышать 200 литров.
На данный момент установлено, что новые правила для автомобильных грузоперевозчиков из ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины будут действовать до конца 2022-го года. Однако вполне вероятно, что при сохранении санкций в отношении российских транспортных компаний срок ответных мер будет продлен.