В Правительстве обсуждают меры по стабилизации топливного рынка

21 марта 2019 г.15:38

В Правительстве обсуждают меры по стабилизации топливного рынка

Правительство РФ

21-го марта премьер-министр Дмитрий Медведев проводит совещание «о направлениях развития рынка нефти и нефтепродуктов». В совещании также принимают участие вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий топливно-энергетический комплекс, помощник Президента Андрей Белоусов, главы Министерства энергетики Александр Новак и Министерства экономического развития Максим Орешкин, а также руководитель ФАС Игорь Артемьев. Члены Правительства должны решить, менять ли параметры демпфирующего механизма и стоит ли вместо заградительных пошлин на нефть вводить лицензирование экспорта.

Напомним: 31-го марта истекает срок соглашения между Правительством и нефтяными компаниями по сдерживанию цен на топливо на внутреннем рынке. Считается, что с 1-го апреля, когда цены на топливо будут «разморожены», понадобятся более действенные экономические методы стабилизации рынка, нежели те, которые разработаны сейчас.

Так, члены Кабинета министров могут пересмотреть прописанный в законе пункт, согласно которому в случае резкого роста цен на нефть на мировом рынке Правительство имеет право ввести заградительные (повышенные) пошлины на нефть и нефтепродукты. Эта мера была одобрена в прошлом году как «последний довод» Белого дома, чтобы удержать при сценарии радикального роста цены на нефть нефтяные компании от увеличенных в разы объемов экспорта, а вместе с этим и цены на топливо на внутреннем рынке.

Однако уже в конце прошлого года даже представители Министерства финансов признавали, что на деле применить заградительные пошлины Правительство едва ли осмелится. «Это означало бы изъятие 300 млрд. рублей из нефтепереработки, закрытие или снижение загрузки ряда НПЗ, такого никто не хочет», — говорит один из собеседников «Коммерсанта».

По данным издания, вместо этого может быть введено «квазилицензирование» экспорта. Его суть в том, чтобы при резком росте цены на нефть обязать крупнейшие нефтекомпании сдерживать стоимость топлива на внутреннем рынке: только на этом основании они получат право экспорта нефтепродуктов. По словам источников «Коммерсанта», в Правительстве этот подход в целом согласован.

Второй вопрос, вынесенный на совещание, — корректировка демпферной составляющей обратного акциза. Этот механизм, разработанный в рамках проводимого «налогового маневра», состоит в следующем: когда цены на мировом рынке высокие, бюджет доплачивает нефтекомпаниям, когда низкие — наоборот. Однако на данный момент все крупнейшие компании были недовольны тем, как он работает, особенно по бензину. Свои потери из-за демпфера с начала года они оценивают приблизительно в 15 млрд. рублей.

Если параметры механизма не изменят, высок риск, что нефтяники попытаются компенсировать свои издержки, из-за чего ситуация на топливном рынке может дестабилизироваться. Вместе с тем Министерство финансов выступает против корректировки демпфера, которая, вероятно, приведет к увеличению расходов бюджета.