В марте «КамАЗ» обогнал китайский Sitrak по продажам новых грузовиков более чем в два раза

7 апреля 2025 г.16:27

«КамАЗ» обогнал китайский Sitrak по продажам новых грузовиков

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»

Отечественный «КамАЗ» снова вернул себе лидерство на своем же рынке, обогнав китайский бренд Sitrak по продажам новых крупнотоннажных (от 16 тонн) грузовиков. По крайней мере, об этом свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат» по итогам марта 2025-го года. При этом рынок в целом демонстрирует значительный спад по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — -59%. Сокращение продаж наблюдается и в сегменте среднетоннажных грузовых автомобилей — -46%. Это говорит о том, что к настоящему времени бизнес полностью удовлетворил свой спрос на обновление автопарка, а уменьшение объема грузов, заявленных к перевозке, сдерживает планы по закупке дополнительной техники.

Напомним: буквально совсем недавно генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин заявил, что в ближайшей перспективе компания рассчитывает снова вернуть себе лидерство на отечественном рынке, заняв как минимум 50-процентную долю в продажах грузовиков.

И хотя по итогам 2024-го года самым востребованным в России оказался китайский бренд Sitrak (который, кстати, вышел на российский рынок только в 2022-м году), в текущем году тенденция уже наблюдается в пользу «КамАЗа».

Так, в феврале именно «КамАЗ» вышел на первое место по продажам крупнотоннажных грузовиковПравда, тогда отрыв между отечественным и китайским производителями был не таким уж значительным — 1 190 транспортных средств против 1 053 единиц техники.

А вот в марте этот отрыв серьезно увеличился: в течение месяца было зарегистрировано 1 193 грузовика, выпущенных «КамАЗом», и 537 автомобилей под брендом Sitrak.

Впрочем, ниша в 50% для отечественного производителя все равно пока далека.

Так, по данным «Автостата», на топ-5, в который, помимо «КамАЗа» и Sitrak, также входят китайские Shacman и FAW и белорусский «МАЗ», приходится более 70% всех продаж. Однако при этом все вместе китайские производители, находящиеся в лидерах, обгоняют российскую компанию.

Совокупно Sitrak, Shacman и FAW продали в марте 1 298 грузовиков.

Единственное, «КамАЗ» еще занимает второе место (на первом — отечественный «ГАЗ») в сегменте среднетоннажных (от 3,5 тонн до 16 тонн) грузовых автомобилей.

Как можно предположить, лидерским позициям «КамАЗа» существенно помогло повышение с 1-го октября прошлого года утилизационного сбора на ввозимые грузовые транспортные средства сразу на 70%, притом что с 1-го января каждого года сбор еще будет увеличиваться на 10%.

Впрочем, как раз для этого (чтобы сдержать экспансию китайской техники и подсобить отечественным производителям) регулярную индексацию утилизационного сбора и вводили.

А смогут ли отечественные производители удовлетворить спрос?

В принципе, на фоне общего резкого снижения этого спроса, наверное, смогут.

Так, по итогам марта продажи новых грузовых автомобилей в сегменте крупнотоннажной техники сократились сразу на 59%, по сравнению с мартом прошлого года, а в сегменте среднетоннажной техники — на 46%.

Правда, такой спад на рынке после рекордных продаж в 2023-м году, когда бизнес смог удовлетворить свой отложенный и будущий спрос, был вполне ожидаемым, отмечают эксперты.

«Статистика продаж грузовиков в марте 2025-го года не является критичной для данного сегмента: логично, что после пика начинается падение (которое продолжалось весь 2024-й год и перешло на начало 2025-го [года])», — приводятся в сообщении «Автостата» слова директора этого аналитического агентства Сергея Целикова.

Единственное, он подчеркивает, что в сегменте грузового транспорта, в отличие от легковых автомобилей, сокращение продаж определяется не только ростом цен на технику, но и другими факторами, в том числе ухудшением условий работы на рынке перевозок.

«Здесь в падении продаж сыграли роль не только рост цен на автомобили и запчасти и насыщение отложенного спроса, но и ужесточение условий лизинга, стагнация и спад отраслей экономики, нуждающихся в тяжелом транспорте, ограниченность предложений российских производителей (в отдельных подсегментах HCV), ужесточение требований технического регламента к импортной технике», — поясняет эксперт.

Стоит также добавить, что за первые три месяца 2025-го года тарифы на автомобильные грузоперевозки с России снизились на 11%, хотя к началу года их рост составлял 7,1%.

Это говорит о том, что транспортное предложение превышает объем грузов, заявленных к перевозке, что, в свою очередь, означает, что у перевозчиков нет стимула к дополнительному приобретению техники.