Пострадает ли доставка товаров в Россию, если Иран перекроет Ормузский пролив?
27 июня 2025 г.11:39

commons.wikimedia.org
На днях стало известно, что парламент Ирана одобрил возможность перекрытия Ормузского пролива, который соединяет Персидский и Оманский заливы и в том числе обеспечивает выход к таким крупным портам ОАЭ, как Джебель-Али и Халифа. Окончательное решение по этому поводу, правда, еще не принято, и пролив продолжает пропускать суда, однако к потенциальным рискам необходимо приготовиться уже сейчас. Мы узнали у компании Rocket Cargo, как серьезно может пострадать логистика в случае перекрытия Ормузского пролива и отразится ли это на доставке товаров в Россию. Особенно с учетом того, что одним из крупнейших логистических хабов региона является порт Джебель-Али в ОАЭ — популярная точка консолидации и транзита.
Зависит ли Россия от Ормузского пролива?
Ормузский пролив соединяет Персидский залив с Оманским. Через него проходит до 20% всей нефти, перемещаемой морем, и значительная доля контейнерного трафика из портов Ирана, Ирака, Кувейта, Катара, Бахрейна и частично ОАЭ (например, порты Джебель-Али и Халифа).
Однако стоит понимать, что не все маршруты из ОАЭ идут через Ормузский пролив, говорят в Rocket Cargo.
Да, если груз направляется в Индию, Африку, Юго-Восточную Азию, он проходит Ормузский пролив.
«Но если речь идет о доставке в Россию через Суэцкий канал и далее в Черное море (в Новороссийск, Грузию или Турцию), то маршрут пролегает вдоль Оманского берега, через Аденский залив и Красное море. То есть обходной путь без Ормуза возможен и активно используется», — поясняют в компании.
Какие же все-таки риски несет перекрытие Ормузского пролива для России?
«Даже если маршрут в Россию технически не требует прохода через Ормуз, угроза его перекрытия создает общий рост рисков», — отмечают в Rocket Cargo.
Так, в частности, возможен рост цен на страхование морских грузов, поскольку судоходные компании в таких случаях сразу пересматривают страховые премии. Одновременно перегруженными могут оказаться альтернативные маршруты, включая портовые мощности Суэцкого канала и африканского побережья.
Все это может привести к срывам расписаний и переброске флота, так как крупные контейнеровозы и танкеры будут избегать регионов с потенциальным конфликтом.
Какая есть альтернатива?
«Обычно в такие периоды нестабильности возрастает спрос на альтернативные маршруты и быстрые решения, в том числе на авиационную и мультимодальную доставку», — говорят в Rocket Cargo.
В частности, при перекрытии Ормузского пролива можно воспользоваться авиационными перевозками товаров из ОАЭ, Турции, Индии и Китая; железнодорожной и автомобильной доставкой через Среднюю Азию и Закавказье, а также комбинированными мультимодальными маршрутами, которые обходят зону напряжения.
Что делать в таких случаях логистическим компаниям?
«В условиях геополитических и инфраструктурных логистических рисков наша команда, во-первых, следит за изменениями маршрутов в режиме реального времени, во-вторых, использует проверенных агентов и гибкую маршрутизацию, в-третьих, предлагает клиентам авиа- и мультимодальные цепочки с минимальной задержкой и, в целом, заранее предупреждает клиентов о возможных изменениях по срокам и тарифам», — отмечают в Rocket Cargo.
При этом там подчеркивают, что Ормузский пролив на данный момент еще не закрыт, поэтому паниковать не стоит. Однако подготовиться к возможным рискам стоит обязательно.