«КамАЗ» планирует каким-то образом в краткосрочной перспективе занять половину рынка грузовиков

4 апреля 2025 г.10:38

«КамАЗ» планирует занять половину рынка грузовиков

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»

«КамАЗ» рассчитывает занять 50-процентную долю на рынке грузовиков в краткосрочной перспективе. Об этом, как отмечает ТАСС, генеральный директор компании Сергей Когогин заявил в интервью корпоративной газете «Вести КамАЗа». Правда, какой именно временной промежуток имеется в виду под краткосрочной перспективой, он не уточнил. Однако, по словам главы предприятия, по итогам февраля текущего года грузовики «КамАЗ» уже взяли планку в 31% на рынке.

«Если в 2023-м году, после ухода старых поставщиков, мы не могли быстро нарастить производство под новый уровень спроса и сократили свою долю до 18%, то уже за 2024-й год вернулись к 26%. Минувший февраль завершили с 31%, а целевой планкой ставим цифру 50%, к которой мы возвращались в начале каждого кризиса», — отметил Сергей Когогин.

Вместе с тем данные аналитического агентства «Автостат» по продажам крупнотоннажных грузовиков в 2024-м году демонстрируют несколько иные цифры: доля китайской марки Sitrak на рынке по итогам года составила 19,03%, а доля «КамАЗа» — 16,91%.

Правда, речь идет именно о продажах крупнотоннажных грузовиков — максимальной разрешительной массой от 16 тонн.

Что касается февраля, то по итогам этого месяца, по данным «Автостата», «КамАЗ» действительно вернул себе первую позицию на рынке. Однако разница в продажах между отечественным производителем и китайским Sitrak не так уж велика — 1 190 машин против 1 053 единиц техники.

При этом стоит отметить, что с 1-го октября прошлого года как раз таки для того, чтобы остановить экспансию китайских компаний, в России сразу на 70% подняли утилизационный сбор на ввозимые грузовые автомобили, что, естественно, затем не могло не сказаться на продажах иностранных транспортных средств.

Тем более что за 2023-й и частично за 2024-й год перевозчики успели закупить столько техники и тем самым удовлетворить свой отложенный спрос, что сейчас продажи грузовиков в принципе серьезно падают. Так, по итогам того же февраля 2025-го года, рынок новых крупнотоннажных грузовиков сократился на 50%, среднетоннажных — на 26%, а легкой коммерческой техники — на 25%.

У самого же «КамАЗа» проблемы возникли в 2022-м году, когда с российского рынка ушли основные европейские производители, прекратив в том числе и поставки комплектующих, в то время как значительная часть комплектующих в грузовиках «КамАЗа» как раз таки была зарубежной.

Уходом европейских производителей тут же воспользовались китайские компании. Так, в частности, бренд Sitrak до 2022-го года вообще не был представлен на российском рынке, а в 2024-м году, как отмечалось, он уже уверенно взял первую позицию в продажах.

Таким образом, «КамАЗ» может выйти на 50-процентную долю на рынке на фоне серьезного повышения утилизационного сбора (причем с 1-го января каждого года утилизационный сбор будет увеличиваться еще на 10-15%) и с учетом резкого снижения спроса на грузовики. Последнее, например, позволяет предприятию не наращивать существенно производство для своего лидерства.