В Министерстве транспорта РФ заверили, что предпринимают меры для поддержки автомобильных грузоперевозчиков

7 апреля 2025 г.12:19

Какие меры предпринимают для поддержки автомобильных грузоперевозчиков?

Росавтодор

В Министерстве транспорта РФ рассказали, какие меры поддержки принимаются для стабилизации ситуации на рынке автомобильных грузовых перевозок. Сейчас этот рынок характеризуется превышением транспортного предложения над объемом перевозимых грузов, резким ростом эксплуатационных расходов, сложными условиями лизинга на фоне повышения ключевой ставки, а также значительным уровнем недобросовестной конкуренции. В ведомстве же заверили, что регулярно проводят мониторинг состояния отрасли и взаимодействуют с профильными организациями и ассоциациями для решения возникающих проблем.

Несмотря на то что по итогам 2024-го года автомобильным транспортом было перевезено около 7 млрд. тонн грузов, что на 8,3% больше, чем в 2023-м году, а к началу года рост тарифов составил 7,1%, за первые три месяца 2025-го года ставки на автомобильную доставку товаров, наоборот, снизились сразу на 11%, что свидетельствует о превышении транспортного предложения над объемом грузов, заявленных к перевозке.

Как подтверждают в Министерстве транспорта РФ, ситуация в отрасли автомобильных грузоперевозок в России действительно остается сложной.

«Грузоперевозки, как и иные отрасли экономики, столкнулись с резким ростом эксплуатационных расходов, последствиями повышения ключевой ставки, что увеличило лизинговые платежи. Кроме того, растут расходы, вызванные ростом стоимости средств производства», — отмечается в заявлении ведомства.

В нем также подчеркивается, что на рынке по-прежнему сохраняется высокий уровень недобросовестной конкуренции.

«В настоящее время наблюдается запрос со стороны бизнеса в отношении регулирования допуска перевозчиков на рынок в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны части участников рынка, необходимости создания равных условий хозяйствования, сокращения «серых» перевозчиков», — рассказали в министерстве.

При этом отрасль сейчас в принципе отличается высоким уровнем конкуренции, что в том числе объясняется вынужденной переориентацией с европейского на внутренний и другие рынки на фоне действующих санкционных ограничений.

Что предпринимается для поддержки отрасли?

В Министерстве транспорта РФ напомнили, что для поддержки перевозчиков, работающих на европейском направлении, еще осенью 2022-го года был введен аналогичный ответ на санкционные шаги со стороны ЕС, в результате которого грузовики из стран Евросоюза тоже не могут въезжать на территорию России, а доставка товаров осуществляется по схеме перецепки/перегрузки в приграничной зоне РФ.

Это позволило сохранить работу за российскими перевозчиками на европейском направлении (поскольку именно они могут доставить груз от приграничной зоны вглубь России) и сдержать рост тарифов при доставке товаров из Европы.

В свою очередь, для борьбы с «серым» сегментом на рынке готовится новый механизм в виде реестра автомобильных грузоперевозчиков. В нем должны будут зарегистрироваться все владельцы грузовых автомобилей максимальной разрешенной массой от 3,5 тонн, если они осуществляют коммерческую доставку товаров. При этом они обязательно должны будут иметь статус индивидуального предпринимателя или юридического лица.

«Введение такого механизма позволит стабилизировать тарифы, создать возможности для честной конкуренции, обеспечить прозрачность перевозок, исключить цепочку посредников при перевозке грузов», — поясняют в ведомстве.

Законопроект о введении такого реестра на данный момент уже прошел через первое чтение и готовится ко второму чтению.

Кроме того, как отметили в министерстве, для снижения налоговой нагрузки перевозчики могут воспользоваться отсрочкой (рассрочкой) уплаты обязательных налоговых платежей, предусмотренной статьей 64 Налогового кодекса, а для расширения и обновления автопарка на выгодных условиях — программой льготного лизинга, в рамках которой предоставляется скидка на авансовый платеж.

Для снижения стоимости транспортных средств в России также действует механизм ввоза импортных седельных тягачей по сниженным ставкам утилизационного сбора.

Правда, распространяется он только на транспортные средства экологических классов Евро-5 и Евро-6, предназначенных для международных перевозок, а общее число таких автомобилей на 2025-й год ограничено квотой в 2 тыс. единиц.

Одновременно для поддержки перевозчиков на внутреннем рынке рассматривается вопрос об увеличении суточных. Причем для международных перевозок суточные с 1-го января текущего года уже подняли с 2,5 тыс. до 3,5 тыс. рублей, в то время как на внутренних направлениях их оставили в прежнем размере — 700 рублей.

«Минтранс регулярно взаимодействует с отраслевыми ассоциациями и бизнесом. По итогам встреч с автоперевозчиками, в том числе ассоциацией «АвтоГрузЭкс», выработан ряд нефинансовых мер, направленных на поддержку отрасли. Минтрансом России в адрес профильных федеральных органов государственной власти направлены предложения о проработке дополнительных мер, направленных на поддержку автомобильных перевозчиков», — подчеркнули в ведомстве.

«Ведомство использует все имеющиеся механизмы взаимодействия с бизнес-сообществом для мониторинга рынка транспортных услуг и выработке возможных мер поддержки», — заключили в министерстве.