Как в России планируют поддерживать несырьевой экспорт?

26 июня 2025 г.10:35

Как в России планируют поддерживать несырьевой экспорт?

Пресс-служба ОАО «РЖД»

В условиях санкционных ограничений и переориентации логистических потоков российские компании вынуждены искать новые рынки для экспорта и импорта. Причем речь идет не только о странах Азии, но и о более отдаленных направлениях, таких как Латинская Америка и Африка, в то время как маршруты туда еще не раскатаны, из-за чего стоимость доставки товаров увеличивается в разы. На государственном уровне уже принято несколько мер поддержки для несырьевого экспорта, однако губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, который также является председателем Госкомиссии по направлению «Международная кооперация и экспорт», считает, что объемы субсидий на транспортировку экспортных грузов необходимо увеличивать. В рамках состоявшего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) он провел очередное заседание Комиссии, где главным образом обсуждались вопросы помощи экспортерам.

«Субсидия на транспортировку экспортных грузов остается ключевой и востребованной мерой. Наша комиссия неоднократно подчеркивала недопустимость ее сокращения. Региональные кейсы показывают: без этой поддержки ряд направлений становится экономически нецелесообразным. Благодарю Минпромторг РФ за то, что решение о сохранении этого вида господдержки экспортеров сохранено. Теперь он будет сфокусирован на отраслях с высоким экспортным потенциалом и дорогостоящим логистическим плечом», — отметил в ходе заседания Александр Цыбульский.

Напомним: в начале 2025-го года Министерство промышленности и торговли РФ изменило подход к выделению субсидий на транспортировку экспортных грузов. Так, например, из общего объема субсидий долю финансирования машиностроительной отрасли увеличили с 40% до 70%, оставив только 5% для фармацевтической, косметической, легкой промышленности и иных отраслей (кроме лесопромышленного комплекса — ему полагается 25%).

Одновременно ведомство снизило предельную сумму субсидий до 200 млн. рублей, в то время как еще в 2020-м году она достигала 500 млн. рублей.

В целом же, ожидается, что благодаря субсидированию экспортеры могут снизить свои транспортные затраты на 60%. Однако для этого они, естественно, должны пройти предварительный отбор, предоставив доказательства роста объемов экспорта.

«До 2030-го года на субсидию заложено 57 млрд. рублей, но уже очевидно: объем заявок значительно превысит текущие лимиты — вопрос увеличения объемов финансирования остается в работе», — подчеркнул председатель Госкомиссии.

По его словам, еще один важный результат работы комиссии — это запуск программы субсидирования в рамках «раскатки» транспортно-логистических коридоров в приоритетные страны Африки и Латинской Америки.

«Экспортер получит 50% скидки на фрахт сразу, а не в виде компенсации. На 2025-й год предусмотрено 1,2 млрд. рублей. Цель — обеспечить выход российских компаний на рынки Африки и Латинской Америки. По итогам обсуждения предложено в 2026-м году увеличить количество маршрутов и расширить финансирование. Это решение — прямой ответ на потребности бизнеса при открытии новых экспортных направлений», — добавил Александр Цыбульский.

Напомним: о запуске новой программы субсидирования экспорта стало известно зимой этого года. В мае сообщалось, что уже завершен отбор морских операторов (в их число вошло восемь компаний), которые благодаря выделенным им субсидиям смогут давать своим клиентам 50-процентные скидки на доставку товаров по шести приоритетным направлениям: Никарагуа, Сенегал, Бразилия, Куба, ЮАР и Танзания.

Исходя из условий субсидирования, сервис в таком случае может предоставляться из портов Балтийского моря или Азово-Черноморского бассейна.

Следующие шаги, которые, по мнению главы Архангельской области, требуют повышенного внимания, — это проведение целевой работы с экспортными центрами в регионах и решение вопроса с их финансированием, а также систематизация передовых региональных практик и масштабирование мер «Российского экспортного центра» (РЭЦ), таких как цифровизация, продвижение бренда «Сделано в России», развитие зарубежной инфраструктуры экспорта.

«Остаюсь при мнении, что экспорт — это не только внешняя задача. Это реальная доходная часть региональных бюджетов, рабочие места, загрузка мощностей. Все меры поддержки должны быть нацелены на достижение конкретных экономических эффектов», — подытожил Александр Цыбульский.

Наращивание именно несырьевого экспорта

По мнению министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, особую роль в увеличении объемов несырьевого неэнергетического экспорта и переориентации экспортных потоков играют регионы.

Так, в частности, по итогам прошлого года вклад промышленного и аграрного экспорта в ВВП страны составил более 13,7 трлн. рублей. При этом объемы внешних поставок (прежде всего — в т.н. «дружественные» страны) сохраняются, они обеспечивают порядка 85%147,3 млрд. долларов поступлений за прошлый год.

При этом представители министерства точно так же напомнили про меру поддержки по «раскатке» маршрутов в рамках международных транспортно-логистических коридоров.

«Мы полагаем, что это позволит стимулировать и мотивировать экспортеров открывать новые страны для экспорта, рассчитываем, что выход в Африку и Южную Америку будет обеспечен благодаря этой работе. В этом году у нас по плану 1,2 млрд. рублей предусмотрено на данную меру поддержки», — отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов.

Еще одним ключевым вопросом, который обсуждался в ходе заседания, стало развитие зарубежной экспортной инфраструктуры — индустриальных зон, логистических центров, торгово-выставочных павильонов. В этом направлении основную роль играет «Российский экспортный центр».

«Мы расширяем сеть розничных магазинов «Сделано в России» в Китае, увеличиваем количество представительств РЭЦ в «дружественных» странах», — рассказала генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.

Региональный опыт

Особое внимание в ходе заседания было уделено опыту регионов в создании зарубежной промышленной инфраструктуры. Так, например, свои практики представили Башкортостан и Татарстан.

В результате, Александр Цыбульский предложил использовать опыт регионов для масштабирования на федеральном уровне. В частности, было инициировано создание единого открытого реестра региональных практик по развитию внешнеэкономической инфраструктуры.

При этом было подчеркнуто, что одновременно необходимо содействовать региональным центрам поддержки экспорта.

Как рассказали в Министерстве экономического развития РФ, по финансированию в 2025-м году решение уже найдено: в ближайшее время будет подписано распоряжение о распределении средств между регионами.

В свою очередь, глава Госкомиссии призвал министерство ускорить доведение средств, а также обеспечить плановое бюджетирование мер поддержки ЦПЭ (центров поддержки экспорта) на 2026-2028 годы в объемах не ниже уровня прошлого года.

Помощник же президента, секретарь Госсовета РФ Алексей Дюмин в ходе заседания отметил, что, несмотря на введенные ограничения, Россия продолжает развивать свои внешнеэкономические связи. Так, по ряду экспортных направлений, например по поставкам продуктов питания, она входит в число лидеров.

Однако, по его словам, особое внимание следует уделять экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью.

«В связи с этим важную роль по защите интересов наших производителей приобретает деятельность Минэкономразвития России — как координатора работы межправительственных комиссий. А комиссия Госсовета должна стать площадкой для диалога производителей, министерств и глав регионов в целях выработки предложений по снятию барьеров работы на внешних рынках», — заключил Алексей Дюмин.