К 2027 году на границе Казахстана с Китаем построят новый грузопассажирский аэропорт

26 июня 2025 г.16:53

На границе Казахстана с Китаем построят новый грузопассажирский аэропорт

Пресс-служба Правительства Республики Казахстан

К 2027-му году на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) «Хоргос – Восточные Ворота», которая находится на границе Казахстана с Китаем, построят новый грузопассажирский аэропорт. На полную мощность он выйдет в 2032-м году. Как рассказали в пресс-службе Правительства Казахстана, накануне с компанией Skyhansa, которая занимается реализацией проекта, подписано соответствующее соглашение об инвестициях. Ожидается, что новый аэропорт станет одним из основных логистических узлов на Новом шелковом пути, обеспечивая тем самым связь Китая, стран Центральной Азии и Европы и давая возможность организации мультимодальных перевозок с использованием также железнодорожного и автомобильного транспорта.

Как уточнили в пресс-службе, строительство нового грузопассажирского аэропорта на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота» будет реализовано в три этапа.

На первом этапе, к 2027-му году, в эксплуатацию должны ввести пассажирский терминал с пропускной способностью до 50 человек в час, грузовой терминал с автостоянкой и железнодорожным тупиком мощностью до 50 тыс. тонн грузов в год и современное топливное хранилище нового вида авиатоплива JET A-1 объемом до 200 тыс. тонн в год.

В последующем, в рамках второго и третьего этапов, будут увеличены пропускные возможности пассажирского (до 500 человек в час) и грузового (до 250 тыс. тонн грузов в год) терминалов, а также объемы топливного хранилища — до 550 тыс. тонн в год. Таких показателей обещают достичь к 2032-му году.

То есть: в 2032-м году новый грузопассажирский терминал в Казахстане уже должен выйти на полную мощность.

Ожидается, что он станет ключевым хабом на Новом Шелковом пути, обеспечивающем связь Китая, стран Центральной Азии и Китая. С этой целью проектом предусмотрены организация мультимодальной схемы грузовых перевозок Air-Rail-Auto-Air и создание новых точек роста на стыке транспортных и логистических маршрутов в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона.

Общий объем инвестиций в реализацию проекта оценивается приблизительно в 250 млрд. тенге.

Как следует из подписанного соглашения, инвестор должен будет обеспечить строительство необходимой авиационной инфраструктуры, причем используя преимущественно отечественные материалы и услуги, а с казахстанской стороны требуется подведение инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставление преференций участника специальной экономической зоны.

При этом инвестором выступает компания Skyhansa, которая является совместным казахстанско-германским предприятием.

Германию в данном случае представляет The Hansa Consortium, специализирующийся на работах по развитию авиационных терминалов и инфраструктуры, Казахстан — группа компаний Skymax Technologies, оказывающая комплексные услуги и инжиниринговые решения для аэропортов на рынке Казахстана, Центральной Азии и Кавказа.

«Реализация проекта по строительству современного аэропорта в области Жетісу придаст серьезный импульс развитию инфраструктуры и укрепит роль Казахстана как транзитного хаба между Китаем, Центральной Азией и Европой», — подчеркнул по итогам подписания соглашения премьер-министр республики Олжас Бектенов.

В свою очередь, член совета директоров и соучредитель Skyhansa доктор Кристин Грётцбах отметила, что строится «не просто аэропорт, а многофункциональный региональный хаб с развитой инфраструктурой международного уровня».

«Его расположение — вблизи границы с Китаем, в рамках СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» — открывает исключительные условия для развития международной торговли, а подключение к железнодорожной и автодорожной сетям делает его одним из самых перспективных логистических узлов на Новом шелковом пути», — подытожила она.