Министерство транспорта РФ якобы сделало еще один шаг к массовому внедрению беспилотных машин на дорогах
26 июня 2025 г.15:36

Пресс-служба Министерства транспорта РФ
В Министерстве транспорта РФ заявили о создании специальной рабочей группы по вопросам внедрения автоматизированных транспортных средств. Это событие преподносится как еще один ключевой шаг к массовому выпуску беспилотных автомобилей на дороги общего пользования, что может произойти уже в 2028-м году. Однако, как можно понять из предыдущих сообщений ведомства, причем еще четырехлетней давности, подобие такой группы уже и так существовало. По крайней мере, в июне 2021-го года соответствующее соглашение было подписано между несколькими профильными компаниями. Сейчас, правда, состав группы несколько изменился: из него, в частности, ушли иностранные представители (такие, например, как Volvo), что на фоне санкций вполне закономерно.
«Министр транспорта Роман Старовойт подписал распоряжение о создании рабочей группы в целях реализации плана мероприятий по внедрению высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования», — говорится в заявлении Министерства транспорта РФ.
В нем уточняется, что главой группы назначен директор ведомственного Департамента цифрового развития Артем Юренков.
Одновременно в ее состав вошли представители Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, МВД, Правительства Москвы, ПАО «КамАЗ», ООО «Автотех», ООО «Яндекс», АО «ГЛОНАСС», АО «Национальный перевозчик», Научный центр Министерства транспорта, ФГУП «НАМИ», Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», Московский метрополитен, а также Центр организации дорожного движения.
«Рабочая группа будет координировать усилия по нормативному и техническому регулированию внедрения беспилотного транспорта на автодорогах», — подчеркивают в пресс-службе Министерства транспорта РФ.
Так, в частности, она должна будет выработать предложения по совершенствованию законодательства, включая технические требования, стандарты безопасности и правила эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.
Одновременно важным вопросом станет формирование требований по безопасности беспилотных автомобилей, определение субъектов административной, уголовной и иной ответственности.
Рабочая группа также проанализирует отечественный и международный опыт внедрения беспилотников, рассмотрит вопросы мониторинга, диспетчеризации, связи, эксплуатации «умного» транспорта и, в итоге, выработает соответствующие рекомендации по его внедрению на дорогах общего пользования.
По словам министра транспорта РФ Романа Старовойта, выпуск автоматизированных транспортных средств на дороги общего пользования может состояться уже в 2028-м году.
К концу 2025-го года в ведомстве рассчитывают подготовить законопроект об использовании беспилотных автомобилей, который, если пройдет утверждение в парламенте, сможет вступить в силу в 2027-м году и, как следствие, станет основой для массового внедрения «умных» машин.
«Для этого мы готовим нормативное регулирование, создаем сертификационные центры, стандарты и инфраструктуру. Это комплексная работа, которая требует четкого распределения ответственности между диспетчерами, операторами, разработчиками и другими участниками. Мы уверены, что реализация этих задач позволит России стать одним из лидеров в области беспилотных технологий», — подчеркнул глава ведомства.
Вместе с тем стоит отметить, что еще в июне 2021-го года между Министерством транспорта РФ, профильными ассоциациями и представителями бизнеса было заключено соглашение, целью которого также было внедрение высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования.
В состав той группы тоже вошли ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» и ПАО «КамАЗ». Правда, тогда в ней числилось больше непосредственных представителей рынка, заинтересованных в развитии беспилотной логистики, в том числе «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), X5 Group и др.
В принципе, можно сказать, что результатом того соглашения стало проведение «беспилотного» эксперимента по тестированию высокоавтоматизированных грузовиков на трассах М-11 «Нева» и ЦКАД. К концу году эксперимент также должны расширить на новую магистраль М-12 «Восток», создав таким образом беспилотный логистический коридор от Санкт-Петербурга до Казани.