В конце года в ЕАЭС подведут итоги тестового использования электронных навигационных пломб
13 июня 2023 г.12:53
Пресс-служба Евразийской экономической комиссии
В конце 2023-го года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) подведут итоги экспериментов по использованию электронных навигационных пломб, рассказали в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Это будет сделано с тем, чтобы уже со следующего года запустить в Союзе обязательное применение устройств при перевозках определенных видов товаров.
Напомним: на данный момент в ЕАЭС проводится два пилотных проекта с использованием электронных навигационных пломб.
Один из них запустили в феврале текущего года между Россией и Беларусью. Под навигационное пломбирование подпадают лесоматериалы, которые идут на экспорт из Беларуси транзитом через Россию. Этот пилотный проект рассчитан до конца 2023-го года.
Второй эксперимент (между Казахстаном, Кыргызстаном и Россией) стартовал с 6-го июня текущего года. Он предусматривает добровольное и безвозмездное использование электронных навигационных пломб при автомобильных и железнодорожных грузоперевозках между странами. При этом какие именно товары можно пломбировать, условиями пилотного проекта не оговаривается. Эксперимент продлится до 1-го сентября 2023-го года.
«Члены Евразийского межправительственного совета рассмотрели ход реализации экспериментов по применению электронных навигационных пломб. Их итоги решено подвести в конце текущего года», — отмечается в сообщении пресс-службы ЕЭК.
«Отработка технологии применения навигационных пломб в рамках проводимых экспериментов позволит уже с января 2024-го года плавно приступить к применению навигационных пломб в отношении отдельных категорий товаров (алкоголь, табачные изделия и «санкционная» продукция) на всей территории Евразийского экономического союза», — уточнили в Комиссии.
В целом, электронные навигационные пломбы позволяют отслеживать весь путь транспортного средства в режиме онлайн и минимизировать возможность несанкционированного доступа в грузовой отсек. Кроме того, пломба хранит в себе информацию о самой перевозке (электронные документы, сведения о товарах, перевозчике, транспортном средстве и т.п.).
На данный момент устройства уже используются в отдельных странах Союза. Так, например, в России электронные навигационные пломбы являются обязательным условием для транзита «санкционных» продуктов питания. В Беларуси устройства необходимы при ввозе товаров из Литвы, Латвии и Польши и при транзите грузов повышенной опасности.
Однако в апреле прошлого года страны ЕАЭС подписали соглашение об использовании электронных навигационных пломб при перевозках алкогольной продукции, табачных изделий и товаров, которые запрещены к ввозу хотя бы одной из стран Союза.
Ожидается, что новая система заработает в ЕАЭС с января 2024-го года. При этом перечень грузов, обязательных к пломбированию, при необходимости может быть расширен по решению ЕЭК.