Россия и Беларусь запустили совместный эксперимент по навигационным пломбам

20 февраля 2023 г.14:20

Россия и Беларусь запустили эксперимент по навигационным пломбам

Пресс-служба ООО «Центр развития цифровых платформ»

Россия и Беларусь запустили совместный эксперимент по использованию электронных навигационных пломб при перевозках лесоматериалов из Беларуси транзитом через Россию. Об этом в пятницу, 17-го февраля, сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Там уточнили, что первый грузовой автомобиль, участвующий в пилотном проекте, отправился из РБ в РФ в ночь с 13-го на 14-е февраля, на данный момент он уже покинул территорию России.

Напомним: решение провести совместный российско-белорусский эксперимент по использованию электронных навигационных пломб в автомобильных грузоперевозках было утверждено в начале февраля этого года. Пилотный проект распространяется на отдельные виды лесоматериалов и продуктов деревообработки (их перечень можно найти здесь), идущие на экспорт из Беларуси за пределы ЕАЭС транзитом через Россию.

Участие в эксперименте является добровольным. В соответствии с ним навигационные пломбы, за использование которых все же необходимо заплатить (это может сделать как перевозчик, так и грузовладелец, грузополучатель или экспедитор), навешиваются на грузовой отсек автомобиля еще при погрузке товаров на территории Беларуси и снимаются при выезде транспортного средства из России.

При этом для выезда из России для участников эксперимента определены только четыре пункта пропуска: один — на границе с Азербайджаном (МАПП «Яраг-Казмаляр») и три — на границе с Казахстаном («Маштаково», «Бугристое» и «Петухово»). Въехать же изначально из Беларуси в Россию грузовик может через контрольные посты «Красное», «Рудня» и «Красный Камень».

Как рассказали в пресс-службе ЕЭК, первый автомобиль в рамках пилотного проекта уже покинул территорию России через границу с Казахстаном: от белорусского Могилева до пункта пропуска «Маштаково» он добрался менее чем за двое суток.

К утру 17-го февраля в пути насчитывалось еще семь машин, участвующих в эксперименте и везущих белорусские лесоматериалы под электронными навигационными пломбами.

Пилотный проект продлится до 1-го июня 2023-го года. Он в целом призван протестировать навигационные устройства перед переходом к их обязательному использованию при перевозках в ЕАЭС.

Станут обязательными для «санкционки», табака и алкоголя

На данный момент уже находится на завершающей стадии ратификация соглашения о применении в ЕАЭС электронных навигационных пломб для отслеживания грузовых перевозок, которое было подписано в апреле прошлого года. Оно предусматривает использование устройств для контроля за транспортировкой т.н. «санкционных» товаров (запрещенных к ввозу на территорию хотя бы одной страны Союза), а также алкогольной продукции и табачных изделий.

В то же время в документе не исключается применение пломб и при перевозках по ЕАЭС других грузов.

При этом перед внедрением системы в практику запланирована серия экспериментов с наложением навигационных устройств, их результаты должны быть представлены в ЕЭК не позднее 30-го июня 2023-го года.

Так, например, как рассказали в пресс-службе ЕЭК, в апреле этого года должен стартовать еще один пилотный проект, на этот раз — при участии Казахстана, Кыргызстана и России. Он будет распространяться как на автомобильный, так и на железнодорожный транспорт. Однако то, перевозка каких товаров будет им контролироваться, пока не уточняется.

«В целом, применение навигационных пломб позволит оптимизировать логистику посредством минимизации мер госконтроля при одновременном обеспечении абсолютной «прозрачности» и «бесшовности» перевозок на всем пространстве Союза и, соответственно, упростить и ускорить процедуру доставки грузов получателю», — заключили в пресс-службе ЕЭК.