В ЕАЭС вступило с силу соглашение о навигационных пломбах, но обязательное отслеживание перевозок начнется только в 2024 году
5 апреля 2023 г.10:57
Пресс-служба Евразийской экономической комиссии
Как сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), с 3-го апреля 2023-го года в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) вступило в силу Соглашение об отслеживании грузовых перевозок с помощью электронных навигационных пломб. Правда, в обязательном порядке система начнет применяться только где-то с января следующего года, поскольку Комиссии еще предстоит разработать 28 решений для практической реализации мониторинга.
Напомним: само соглашение было подписано в апреле прошлого года, после чего парламенты каждой из стран Союза приступили к его ратификации. На данный момент внутригосударственные процедуры принятия соглашения завершены во всех странах ЕАЭС, в связи с чем документ и вступил в силу.
Однако для того чтобы он начал действовать на практике, необходимо еще разработать ряд документов — как минимум 28 решений. Недавно Комиссия представила только первый из 28 проектов — о присвоении уникальных номеров каждой грузовой перевозке под навигационными пломбами.
Как уточнили в пресс-службе ЕЭК, в марте этого года был утвержден план мероприятий по внедрению системы навигационного мониторинга в странах Союза. В соответствии с ним обязательное отслеживание отдельных категорий грузов с помощью пломб начнется в январе 2024-го года.
При этом предусмотрена поэтапная реализация системы в зависимости от номенклатуры товаров и вида транспорта, которыми они будут перевозиться. «Такой подход обеспечит мягкую адаптацию участников перевозок и государственных органов к новым, отвечающим современным требованиям условиям работы», — подчеркнули в ЕЭК.
В то же время, напомним, именно сейчас проводится пилотный проект по отслеживанию с помощью навигационных пломб пиломатериалов, вывозимых из Беларуси через территорию Россию за пределы ЕАЭС. Он продлится до 1-го июня 2023-го года.
Кроме того, до конца месяца должны запустить навигационный эксперимент между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном.
Однако участие в этих мероприятиях является добровольным. Само же соглашение предусматривает, что определенные виды товары будут перевозиться внутри ЕАЭС (как минимум по территории двух стран Союза) с обязательным применением электронных навигационных пломб.
Это — алкогольная продукция, табачные изделия, т.н. «санкционные» товары, которые запрещены к ввозу хотя бы в одно государство ЕАЭС. Правда, по решению ЕЭК этот перечень может расширяться.
«Навигационная пломба является устройством, с помощью которого дистанционно обеспечивается контроль за перемещением товаров и транспортных средств, — пояснили в пресс-службе ЕЭК. — Использование указанной технологии позволяет на расстоянии сотен и тысяч километров в онлайн-режиме наблюдать за транспортным средством и фиксировать каждое незаконное действие с товарами, находящимися в опломбированном грузовом отсеке, если они будут иметь место. За счет применения навигационных пломб обеспечивается «прозрачность» перевозок».
Кроме того, считается, что использование навигационных пломб должно минимизировать меры государственного контроля при перевозках товаров внутри ЕАЭС и обеспечить их законный оборот на территории Союза.
Аренда устройств и их наложение будут платными, однако тарифы, как можно полагать, будут варьироваться в зависимости от страны. При этом пломбу должны будут навешивать на территории именно того государства, где началась перевозка. На протяжении всего маршрута будет использоваться одно и то же устройство.