В ЕАЭС запустят пилотный проект по выполнению грузовых перевозок с использованием e-CMR

2 декабря 2024 г.16:29

В ЕАЭС запустят пилотный проект по выполнению грузовых перевозок с e-CMR

Евразийская экономическая комиссия

В пятницу, 29-го ноября, в ходе заседания Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) был дан старт пилотному проекту по выполнению грузовых перевозок между странами Союза с использованием международной транспортной накладной в электронном виде (e-CMR), сообщили в пресс-службе ЕЭК. Считается, что пилотный проект позволит не только протестировать электронный документооборот при международных рейсах, но и продемонстрирует готовность стран ЕАЭС к обязательному переходу на электронные навигационные пломбы. Ранее подобные перевозки с использованием e-CMR уже были апробированы между Россией и Беларусью.

«Заместители глав правительств государств ЕАЭС 29-го ноября в ходе заседания Совета Евразийской экономической комиссии дали старт пилотному проекту по применению электронных международных транспортных накладных (e-CMR) при осуществлении международных грузовых автомобильных перевозок в странах Евразийского экономического союза», — рассказали в пресс-службе.

Там уточнили, что пилотный проект должен обеспечить практическую отработку технологии трансграничного обмена юридически значимыми электронными документами между субъектами разных стран с использованием механизмов цифровой подписи и «доверенной третьей стороны».

Кроме того, его результаты будут использованы при реализации одного из сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, а также для перехода на электронные документы, которые будет содержать навигационная пломба, добавил министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев.

Напомним: электронные навигационные пломбы должны были стать обязательными при перевозках внутри ЕАЭС алкогольной продукции, табачных изделий и санкционных товаров еще в начале 2024-го года, однако сейчас переход на эти устройства перенесен на следующий год.

Использование пломбы даст возможность в онлайн-режиме отслеживать перемещение груза. Одновременно она также будет содержать информацию о перевозимом товаре в электронном виде.

В целом же, переход на электронный документооборот снизит издержки бизнеса на выпуск, подписание, отправку, уточнение статуса и архивирование перевозочных документов и ускорит финансовые расчеты между компаниями.

Ранее аналогичный пилотный проект между собой уже провели Россия и Беларусь. С российской стороны в нем участвовали АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», ПАО «Сбербанк», «СберКорус» и Транспортная группа FESCO, с белорусской — ООО «Современные технологии торговли» и «Белтаможсервис». Оформление электронных документов происходило через национальные информационные системы — посредством Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (РФ) и Национальной системы электронной логистики (РБ).

В ноябре прошлого года как раз таки сообщалось, что вскоре эксперимент распространят и на другие страны ЕАЭС, а затем в принципе на «дружественные» для России государства.

Вместе с тем для пилотного проекта необходимо, чтобы все участвующие в нем страны присоединились к дополнительному протоколу Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной международной транспортной накладной (e-CMR).

В России этот дополнительный протокол ратифицировали еще в феврале 2018-го года, в Беларусив январе 2019-го года, в Кыргызстанев августе 2022-го года, а в Армении — буквально совсем недавно, в октябре этого года. Что касается Казахстана, то только в июне текущего года проект о ратификации протокола был вынесен на публичное обсуждение.