Вероятно, навигационные пломбы для грузовых перевозок внутри ЕАЭС станут обязательными только в следующем году
5 ноября 2024 г.16:42
ООО «Центр развития цифровых платформ»
Несмотря на то что электронные навигационные пломбы должны были стать обязательными при грузовых перевозках внутри ЕАЭС еще в начале этого года, на данный момент система так и не запущена. Ее внедрение, скорее всего, произойдет уже в следующем году. Правда, более конкретные сроки назвать пока сложно. По словам министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслана Давыдова, на данный момент система полностью готова к запуску в России и Беларуси. Однако в Казахстане, Кыргызстане и Армении ее доработка еще продолжается.
Напомним: электронные навигационные пломбы, которые позволяют в режиме онлайн отслеживать перемещение транспортного средства, должны стать обязательными для перевозки не всех, а только некоторых видов грузов — алкогольной продукции, табачных изделий и товаров, которые запрещены к ввозу хотя бы в одну из стран Союза. Впоследствии, правда, этот перечень по решению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) может быть расширен.
Соглашение о внедрении электронных навигационных пломб для организации автомобильных и железнодорожных перевозок грузов внутри ЕАЭС было подписано еще в апреле 2022-го года и официально вступило в силу через год — с 3-го апреля 2023-го года.
Тогда предполагалось, что к концу 2023-го года будут утверждены все необходимые решения для запуска системы и с начала 2024-го года она начнет фунционировать в полноценном режиме. Однако и к ноябрю текущего года этого так и не произошло.
Как рассказал в ходе Евразийского экономического форума министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов, на данный момент механизм полностью отработан в России и в Беларуси, но в других странах Союза (в Казахстане, Кыргызстане и Армении) его подготовка еще продолжается.
Таким образом, получается, электронные навигационные пломбы станут обязательными при перевозках определенных грузов внутри ЕАЭС только в следующем году. Причем вряд ли сейчас можно назвать какие-то более конкретные сроки.
Тут стоит отметить, что в Беларуси и в России система отработана в связи с тем, что в этих странах устройства уже используются для организации грузовых перевозок. Так, в России навигационные пломбы обязательны в случае транзита т.н. санкционных товаров (продовольственных товаров, запрещенных к ввозу из ЕС и других западных стран еще в 2014-м году). В свою очередь, в Беларуси эти устройства применяются при ввозе товаров автомобильным транспортом через границу с Литвой, Латвией и Польшей.
Кроме того, с февраля 2023-го года между Россией и Беларусью проводится эксперимент по вывозу белорусских лесоматериалов транзитом через Россию под электронными навигационными пломбами.