Вероятно, навигационные пломбы для грузовых перевозок внутри ЕАЭС станут обязательными только в следующем году

5 ноября 2024 г.16:42

Когда станут обязательными навигационные пломбы при перевозках внутри ЕАЭС?

ООО «Центр развития цифровых платформ»

Несмотря на то что электронные навигационные пломбы должны были стать обязательными при грузовых перевозках внутри ЕАЭС еще в начале этого года, на данный момент система так и не запущена. Ее внедрение, скорее всего, произойдет уже в следующем году. Правда, более конкретные сроки назвать пока сложно. По словам министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслана Давыдова, на данный момент система полностью готова к запуску в России и Беларуси. Однако в Казахстане, Кыргызстане и Армении ее доработка еще продолжается.

Напомним: электронные навигационные пломбы, которые позволяют в режиме онлайн отслеживать перемещение транспортного средства, должны стать обязательными для перевозки не всех, а только некоторых видов грузов — алкогольной продукции, табачных изделий и товаров, которые запрещены к ввозу хотя бы в одну из стран Союза. Впоследствии, правда, этот перечень по решению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) может быть расширен.

Соглашение о внедрении электронных навигационных пломб для организации автомобильных и железнодорожных перевозок грузов внутри ЕАЭС было подписано еще в апреле 2022-го года и официально вступило в силу через год — с 3-го апреля 2023-го года.

Тогда предполагалось, что к концу 2023-го года будут утверждены все необходимые решения для запуска системы и с начала 2024-го года она начнет фунционировать в полноценном режиме. Однако и к ноябрю текущего года этого так и не произошло.

Как рассказал в ходе Евразийского экономического форума министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслан Давыдов, на данный момент механизм полностью отработан в России и в Беларуси, но в других странах Союза (в Казахстане, Кыргызстане и Армении) его подготовка еще продолжается.

Таким образом, получается, электронные навигационные пломбы станут обязательными при перевозках определенных грузов внутри ЕАЭС только в следующем году. Причем вряд ли сейчас можно назвать какие-то более конкретные сроки.

Тут стоит отметить, что в Беларуси и в России система отработана в связи с тем, что в этих странах устройства уже используются для организации грузовых перевозок. Так, в России навигационные пломбы обязательны в случае транзита т.н. санкционных товаров (продовольственных товаров, запрещенных к ввозу из ЕС и других западных стран еще в 2014-м году). В свою очередь, в Беларуси эти устройства применяются при ввозе товаров автомобильным транспортом через границу с Литвой, Латвией и Польшей.

Кроме того, с февраля 2023-го года между Россией и Беларусью проводится эксперимент по вывозу белорусских лесоматериалов транзитом через Россию под электронными навигационными пломбами.